Collected Works, Volume 5

Помяни это все, возлюбленный, и из монастыря, в котором находишься, не исходи, но все терпи, да получишь венец жизни. Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает.

Итак, надобно бороться, подвизаться и терпением побеждать, чтобы венчаться от Подвигоположника Иисуса Христа. Итак, ес­ли ты начал воином Христовым быть, так и до конца пребудь, тогда-то признает тебя Хрис­тос за Своего воина, и даст тебе венец жизни, и вечно блажен будешь.

Христианская победа состоит ни в чем ином, как только в мужественном терпении скорбей и напастей. Нет более славной победы, чем гнев свой и самого себя победить. Если же благословную причину имеешь из этого монастыря выйти, то и тогда в московские монастыри не ходи, но в какой-нибудь там монастырь пойди и живи. Только уверяю тебя, что бес везде тебя будет беспокоить. Господь да сохранит нас от него!

Спасайся о Христе.

Ваш доброжелатель Тихон, бывший епископ Воронежский

Письмо тридцатое

Слышал я твою жалобу о твоих беспокой­ствах, на что тебе по моему убогому разуму предлагаю совет.

Обратившимся к Богу всегда бывает мно­го искушений, о чем и в Писании написано так: Чадо! Если приступаешь служить Господу Богу, приготовь душу твою в искушение. Управь сердце твое, и потерпи, и не будь скор во время посещения, и прочее (Сир 2:1-2). И на многих местах Священного Писания о том же свиде­тельствуется.

Итак, надобно терпеть и молитвой против них вооружаться, и так преодолевать. Сатана не спит, но всегда бодрствует на погибель на­шу, по учению апостольскому: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дья­вол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить. Противостойте ему твердою верою, и прочее (1 Петр 5:8-9). Апостол Иаков гово­рит: блажен человек, который переносит иску­шение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его (Иак 1:12).

Итак, терпи и ожидай от Бога милости, и в будущем веке конца.

Когда мысли порывают тебя на прежнее житие и в суету, берегись этого. Это сатанин­ская кознь: хочет он тебя прельстить, запутать в суету и так погубить. Послушай Святое Пи­сание об этом: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для царствия Божия, – говорит Христос (Лк 9:62). И апостол Петр говорит: лучше бы им, то есть возвращающимся к житию беззаконному, не познать пути правды, нежели, познав, воз­вратиться назад от преданной им святой запо­веди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (2 Петр 2:21-22).

И в псалме 124-м, в стихе пятом, написа­но: склонных к хитрости накажет Господь с делающими беззаконие. И Христос опять гово­рит: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит (Мф 16:26)?

Все здесь останется: мир, богатство, слава, честь, роскошь, сладость плотская, украше­ния, платья, дома, уборы, кони, кареты, посу­да, пища плотская, насыщение, – все минует; смерть придет, и нагих нас похитит, и на оный свет пошлет. Горе нам будет, если суетою пре­льщенных, и обремененных грехами, и нагих добродетелями похитит!