Collected Works, Volume 5

Письмо тридцать первое

Друг мой и брат во Христе!

За письмо ваше, к нам присланное, благодарю, а на ваше отвечаю по силе моей.

1. Истинно ты признаешь, что нет ничего более приятного, чем спокойствие, это первейшее на этом свете блаженство. Без покоя ничто не приятно нам. Познаем это во время брани, когда находит зло, страх и смущение всякое, как познаем, сколь великое добро – здоровье, когда отнимается здоровье. Но покоя в сем веке найти невозможно. Море непостоянно: то приходит, то отходит, и почти всегда волнуется, – так и жизнь наша. Ищет человек покоя и с места на место переходит ради него, но нигде его не обретает, так как ищет того, чего на этом свете нет. От молвы житейской удаляется в пустыню, но там большие и более жестокие встречают нас искушения от помыслов и нахождений бесовских; в городах и селах окружают нас соблазны, которые всегда трогают и разжигают сердца наши. Горе миру от соблазнов (Мф 18:7)!

2. Христиане, хотя внешне и не обретают покоя, ибо всегда то внутренние, то внешние беспокоят их искушениями, однако же внутри могут и должны иметь покой всегда и на всяком месте. Совесть добрая, которая в злых делах, словах и помышлениях не обличается, и душа, все противное преодолевающая, и терпением себя укрепившая, в покое, как в тихой гавани стоит.

Это наше в сем веке блаженство; сие есть превождеденное субботство, которое не толь­ко в один день седмицы, но и каждый день и час праздновать должны. Сей субботы Бог наш от нас требует. Пусть иудеи, враги Хрис­това Креста, празднуют свою субботу, а нам должно сей держаться субботы и хранить ее крепко. Плоть, мир и дьявол разорить ее в нас стараются, но нам должно ее всеми силами с Божией помощью защищать и сохранять. В сем субботстве вожделенном правда и мир об­лобызаются (Пс 84:11). Сего тебе и себе от сердца желаю.

3. Мы познать себя лучше не можем, как от искушения, изнутри и извне приключающегося. Искушение наше нас нам показывает, что мы есть и что внутри нас кроется. Искушение, как лекарство рвотное открывает, чем болеет наша душа; как от ударения познается звон в колоколе и крепок ли горшок, вновь сделанный, и каким воздухом мех надут, от сжимания познается, так и человек не познает себя, пока не будет различным образом искушен.

Многие нечто мечтают о себе прежде искушения, но, искусившись познают, что они такое, и потом иного мнения держатся. И мне задумалось было уклониться от сего места, но, рассудив, остался и положился на Божий Промысл, признав, что лучше мне сие, чтобы себя познать.

У нас пословица простая во всех: искушен­ный все знает. Итак, нет лучшего средства по­знания себя, как искушение. Благодарение Богу, что Он посылает на нас искушения! Так Он приводит нас к познанию себя самих, а познать себя есть начало христианского бла­женства. Итак, чем более претерпишь иску­шение, тем более себя познаешь.

4. Второе средство, или даже первое, есть рассуждение о Святом Писании, которое представляет нам ветхого и нового человека с делами, да первого совлечемся, во второго облечемся (см. Кол 3:9-10). Все Святое Писание их двух представляет. Но здесь нужно искушение, потому что открывает в нас живущего ветхого человека.

5. Третье средство – это размышление о Создателе и создании, о вечности и времени, о Христе и воплощении Его. Ради чего мы родились и живем в мире сем? Не ради сего века, но ради будущего рождаемся в мир сей, ибо жизнь наша в мире этом не иное что, как непрестанное путешествие к будущему веку. Но этот путь – пространный или тесный. Пространный – к погибели, а тесный в жизнь вечную идет. Пространный потому называется пространным, что люди, путники, идущие им, по своей воле живут, и что хотят, то и делают, а тесный называется тесным, так как люди, по нему идущие, волю свою воле Божией покоряют и пленяют, и он утеснен терпением бед, скорбей и всяких противностей.

На тесноту идет новый, но от тесноты от­влекает ветхий человек. Тут надлежит искать нового, чтобы укрепиться и не совратиться. И горе нам, что мы преклонны на зло, плоть всегда хочет противного духу (Гал 5:17). Боже, поставь и укрепи на сей спасительный, тес­ный, который влечет в вечное пространство, и влеки по нему за Собою, да наследуем по­кой!

6. От чего видим, что всякое и место, и время для познания себя удобно? Потому что во всякое время и на всяком месте встречает нас искушение, и всегда и везде можем о вышеписанном помышлять и размышлять.

7. Правду ты пишешь, что время дорого, и нет ничего его дороже. Все найти из потерянного можем, но времени потерянного отыскать невозможно, как слова сказанного не возвратить. И меня много это тревожит. Но постараемся хотя бы то, которое следует, не потерять, и потерянное наградить, чем награждается. Бог Своей благодатью да восполнит кающимся и молящимся. Боже, обрати ум наш к вечности!..