Collected Works, Volume 5

Письмо тридцать пятое

Иван Михайлович! [19]

Письмо твое я получил. За переписку тетрадей благодарю, и ответствую на это и первое письмо.

На это. По моему мнению, нет тебе лучшего места, как Липовка. Там и особливая келья для тебя готова, и уединенное место, пригодное для чтения, размышления, молитвы и сочинения умного всякого дела, словом, по науке нашей, место весьма выгодное. Там и мой племянник живет, можешь с ним временами тоску разгонять, и разговором с ним и себе доставлять пользу [20]. Quia qui docet, bis docetur [21]. А когда захочешь проехаться, то и в Ксизово можешь с детьми на сутки проехаться. Я бы, ей, там безвыходно жил: так мне место то нравится. Но люди, Potissimum inimici mei arripiunt causam calumnandi ibi viveyntem [22], потому в монастыре себя заключил, и чуть ли никуда без крайней нужды не выйду. А если по причинам, известным тебе, там жить не нравится, то Никандру Алексеичу [23] говорил я, и он тебе хотел в саду хижину сделать, ради покоя, в Ксизове. Впрочем, я даю совет, а ты поступай предусмотрительно.

На первое письмо ответ.

1) Познание себя и своего сердца бывает от Писания Святого и прочих христианских книг. Но более всего и действеннее приводит нас в познание себя самих искушение, которое, как извне, через дьявола и злых людей, так и изнутри, через злые помыслы бывает. Искушение подобно лекарству, называемому рвотное, которое, принятое внутрь, извергает из желудка соки и пищу: так искушение показывает, что внутри сердца нашего кроется. И это среди прочих причина того, ради чего попускает на нас Бог искушение: дабы мы познали, что в сердце нашем кроется. Часто мним о себе нечто, но искушение нашедшее показывает, что мы ничто.

2) Отсюда видим, что и истинного покоя нет в мире сем. В городе и среди людей живем – соблазны и злые люди нас беспокоят; в пустыню и уединение вдаемся – тут большие и многочисленнейшие от сатаны и от помыслов беспокойства. Испытанному верь. И так мир сей, как море, всегда колеблет нас и везде беспокоит.

3) Если какой в мире сем покой есть, то он заключается только в чистой совести и терпении. Это есть гавань нам, в море мира сего плавающим. Совесть чистая не боится, потому и человек покоен. Терпение движущееся и волнующееся сердце укрощает и усмиряет, и так человека поставляет в тишину.

4) Терпению без бед и искушений научиться невозможно, ибо терпение – это зла и бед терпение, а не добра и благополучия. Также и совести доброй иметь невозможно, пока человек истинно не покается, и не будет по правилу слова Божиего житие свое исправлять.

5) Совесть чистая и терпение истинное неразлучны. Совесть чистая хранит слово Божие, а терпение стоит против всего того, что противится Божиему слову, и хранит совесть, чтобы преступлением не замаралась, и так бы оно ее не беспокоило.

6) Истинный, всегдашний и безмятежный покой хранится для нас в вечной жизни, почему и называется в Писании покоем (Евр 4:11). Чего и себе и тебе желаю.

Тихон беспокойный.

Письмо тридцать шестое