Collected Works, Volume 5

Спасайся.

Письмо тридцать пятое

Не должен христианин и в том сомневать­ся, что Бог наш безначальный, бесконечный, и потому вечный и присносущный. Он один существенно живет, не может не быть, суще­ство Его и естество есть сама жизнь. Все со­зданные вещи имеют начало, так как Он при­вел их из небытия в бытие, и их может опять не быть, если бы так Ему изводилось, но Со­здатель как был всегда и прежде мира, так и ныне Тот же есть, и без конца Тот же будет не­изменно, и как прежде не мог не быть, так и (всегда) не может не быть. Поэтому мы не только называем Его Вечный, но и Вечность, не только Живой, но и Жизнь, не только Присносущный, но и Присносущие, не толь­ко Пребывающий, но и Бытие; называем Сый (Сущий), что означает: и был, и есть, и будет. И в Писании Святом говорит Он о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседер­житель (Откр 1:8). И в других местах пре­красно изображается Его присносущие и приснобытие. Читай сам и рассуждай.

Отсюда следует:

1) Наше бытие и жизнь от Него, как приносущной Жизни и Источника жизни, зависит.

Он не может не быть, а мы можем быть и не быть. Бытие и жизнь наша, как тень от дере­ва, от Него происходит.

2) Отсюда учись смирение и ничтожество свое познавать. Я и ты, и даже весь свет, в бы­тии своем как ничто перед Ним. Как были прежде ничто, так и можем быть ничто, но Он всегда неотменно и непременно пребывает. Ты Тот же, и лета Твои не оскудеют (Пс 101:28), – поет Ему пророк.

3) Отсюда учись, что при Нем быть неот­лучно – это вечная жизнь, и отлучиться от Него – вечная смерть. Как пребывающий при свете должен просвещаться, а от света удалившийся должен помрачиться, так и с жизнью пребывающий должен жить, и от жизни удалившийся должен умереть.

4) Удаляется же человек от Бога – Жизни путем греха. Берегись же греха, чтобы не уда­литься от Бога – Жизни и Животворящего и чтобы вовеки в смерти не пребыть.

5) Благодари Бога и люби Его, как жизнь твою, которой оживляешься. Ибо нет для че­ловека ничего дороже жизни, жизнь человек более всего почитает. Жизнь твоя от Него за­висит, прилепляйся же к Нему, как жизни твоей, с пророком говоря: «Для меня прилеп­ляться к Богу благо есть» (Посл. ко св. Прича­щению)

Спасайся.

Письмо тридцать шестое

Всемогущество Божие познаем от созда­ния, правления мира и чудес Его, в мире со­творенных и творимых. Не было ничего, но Бог такие великие, преславные и различные сотворил дела, небо и землю, и все, что напол­няет их, и сотворил из ничего, без труда, сло­вом единым: Он сказал, – и было; повелел, – и они создались (Пс 32:9). Все это всемогущий силе приписываем. Та же всемогущая сила хранит в целости и управляет созданным ми­ром. Небо и земля со всем, что наполняет ее, стоит и пребывает, какой была создана Созда­телем, и будет стоять, пока всемогущей воле Его угодно будет. Поставил их вовек, и в век века: повеление дал, и не прейдет (Пс 148:6).

Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывать будет, всесильным словом утверж­дена. Небо, воздух и земноводный круг непо­движно на своих местах пребывают. Бог так повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их так. Земля дает плоды, и жи­вотные плодятся, хлеб питает скот и людей и всякое животное. Все это происходит по все­могущему слову Его и повелению. Облака, премножеством вод исполненные, по тончай­шей стихии – воздуху ходят, и с места на ме­сто переходят, и не падают на землю, но толь­ко дождь из себя испускают. Все это всемогу­щей силе Его относим, и прочее.

Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, так Бог, как Господь, весь мир во всемогущей руке Своей содержит, хранит и управляет. В руке Его все концы земли.

Всемогущей власти и силе его приписать должно и то, что Он повелевает морю – и оно разделяется, и расступается; повелевает реке – и она останавливается; повелевает огню – и он не опаляет; повелевает камню – и он исто­чает воду; повелевает земле – и она разверза­ет уста свои и пожирает беззаконных; а также то, что словом и изволением Его в один миг расслабленный делается целым, слепой – ви­дящим, прокаженный – чистым, больной – здоровым; и то, что малыми хлебами многие тысячи питаются и насыщаются. Свойство всемогущества Его таково, что все Ему воз­можно, что хочет, – хочет же, что добро и праведно. Об этом свойстве во многих местах Святого Писания говорится.

От размышления о всемогуществе Божием учиться должно:

1) Страху Божию, ибо бояться и трепетать подобает Того, Кто всесилен и всемогущ, и как из ничего все творит, так и в ничто может обратить.