Collected Works, Volume 5

Всемогущество Божие познаем от созда­ния, правления мира и чудес Его, в мире со­творенных и творимых. Не было ничего, но Бог такие великие, преславные и различные сотворил дела, небо и землю, и все, что напол­няет их, и сотворил из ничего, без труда, сло­вом единым: Он сказал, – и было; повелел, – и они создались (Пс 32:9). Все это всемогущий силе приписываем. Та же всемогущая сила хранит в целости и управляет созданным ми­ром. Небо и земля со всем, что наполняет ее, стоит и пребывает, какой была создана Созда­телем, и будет стоять, пока всемогущей воле Его угодно будет. Поставил их вовек, и в век века: повеление дал, и не прейдет (Пс 148:6).

Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывать будет, всесильным словом утверж­дена. Небо, воздух и земноводный круг непо­движно на своих местах пребывают. Бог так повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их так. Земля дает плоды, и жи­вотные плодятся, хлеб питает скот и людей и всякое животное. Все это происходит по все­могущему слову Его и повелению. Облака, премножеством вод исполненные, по тончай­шей стихии – воздуху ходят, и с места на ме­сто переходят, и не падают на землю, но толь­ко дождь из себя испускают. Все это всемогу­щей силе Его относим, и прочее.

Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, так Бог, как Господь, весь мир во всемогущей руке Своей содержит, хранит и управляет. В руке Его все концы земли.

Всемогущей власти и силе его приписать должно и то, что Он повелевает морю – и оно разделяется, и расступается; повелевает реке – и она останавливается; повелевает огню – и он не опаляет; повелевает камню – и он исто­чает воду; повелевает земле – и она разверза­ет уста свои и пожирает беззаконных; а также то, что словом и изволением Его в один миг расслабленный делается целым, слепой – ви­дящим, прокаженный – чистым, больной – здоровым; и то, что малыми хлебами многие тысячи питаются и насыщаются. Свойство всемогущества Его таково, что все Ему воз­можно, что хочет, – хочет же, что добро и праведно. Об этом свойстве во многих местах Святого Писания говорится.

От размышления о всемогуществе Божием учиться должно:

1) Страху Божию, ибо бояться и трепетать подобает Того, Кто всесилен и всемогущ, и как из ничего все творит, так и в ничто может обратить.

2) Смирению, чтобы смириться под креп­кую руку Божию (1 Петр 5:6).

3) Вере, ибо, чего ум наш не понимает, то всемогущая сила Его сделать может. Напри­мер, непонятно уму нашему воскресение мертвых, но Богу, Который и из ничего все создал, возможно.

4) Надежде в подвиге против плоти, дья­вола и мира, и прочем, так как, чего сами не можем, то силой Его сотворим, и то искуше­ние, которое сами не можем победить, о Нем победим. В Боге обретем силу, и Он уничижит притесняющих нас. Бог нам прибежище и си­ла, помощник в тяжких скорбях, постигших нас (Пс 45:2). Так апостолы, мученики и все святые Его всемогущей силой победили мир. Из этого учимся и мы не на свою, но на Его силу надеяться во всем. Ибо без Него не мо­жем делать ничего (Ин 15:5). Требуется от нас труд и подвиг, но всякий труд и подвиг без Него тщетен.

5) Потому, следовательно, должно мо­литься и просить у Него, как всесильного, помощи. Да воображаем часто в уме нашем всемогущество Божие, ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28). И будем осторожно поступать в словах, делах и помы­шлениях. Будем Его трепетать, и препадать пред Ним со смирением, и за ничто себя вме­ним. Не будем ни в чем сомневаться, ибо все Ему возможно. Будем на Него, а не на себя надеяться, и усердно для слабости и немощи нашей от Него помощи искать.

Спасайся.

Письмо тридцать седьмое