Collected Works, Volume 5
Ныне тебе о вездесущии Божием по силе и разуму моему пишу, и как пред своими, так и пред твоими умными очами представляю. О, если бы мы всегда это свойство Божие действительно чувствовали в сердцах наших, слышали в ушах душ наших, и умными очами на него смотрели, и видели Господа нашего пред нами всегда, как пророк о себе воспел: Всегда я видел Господа пред собою (Пс 15:8), то с гораздо большим опасением жили бы, и поступали в словах, делах, начинаниях и помышлениях наших! Ибо если пред царем земным, который такой же человек, как и мы, и даже пред низшею властью, осторожно поступаем, то тем более пред величеством Божиим осторожно и со страхом поступали бы, если бы помышляли, что Бог с нами и мы пред очами Его ходим, делаем и беседуем.
Вездесущие нам представляет Его святое слово: Бог наш на небесах и на земле. И далее говорит пророк: Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли во ад, Ты там; если подниму крылья мои поутру (по иному переводу: зари), и поселюсь на краю моря, то и там рука Твоя наставит меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138:7-10). То есть нет такого места, где бы Бог не присутствовал, но на всяком месте Он есть.
Итак, пред Ним делает человек все, что ни делает, пред Ним говорит все, что ни говорит, пред Ним помышляет все, что ни помышляет, или добро, или зло.
Рассуждение и размышление об этом свойстве Божием учит нас:
1) Воздавать величеству Его достойную честь в словах, делах и помыслах. Если пред земной властью и пред отцами нашими плотскими благоговейно поступаем, то тем более пред очами Божиими благоговейно и со страхом поступать должно.
2) От греха всякого беречься, чтобы не опечалить Его, и на себя праведный Его гнев не подвигнуть, ибо всяким грехом Он опечаливается. Бережемся бесчинствовать пред царем земным, а тем более пред Богом, Небесным Царем (должно беречься). Тяжко христиане согрешают, когда Ему, как присутствующему, не воздают достойной чести и благоговения, закон Его святой пред очами Его нарушают. Рассуждай об этом и увидишь сам.
3) Надеяться на Него везде и на всяком месте, так как Он везде с нами есть, и с пророком дерзать и говорить: Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, ибо Ты со мною (Пс 22:4).
4) Везде и на всяком месте Ему молиться, призывать Его, петь и хвалить Его. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его во истине (Пс 144:18).
5) Также учит страху, так как бояться и трепетать Его убеждаемся. Ибо кто не убоится Его, рассуждая о Его величестве и присутствии: Кто не убоится Тебя, о Царь народов? (Иер 10:7), – говорит пророк. Рассуждай чаще об этом, брат, и всегда будешь чувствовать новое доброе движение внутри тебя. Это тебя в страхованиях бесовских ободрит и укрепит, в напастях увеселит, от греха отвратит, и в подвиге против него укрепит, и за содеянные грехи усердно и с сожалением каяться подвигнет, и истинную в тебе молитву возбудит.
Спасайся.
Письмо тридцать восьмое
Еще тебе о том же напоминаю, напоминая же и благости Божией и долготерпению удивляясь, и тебя к тому побуждаю. Воистину дивная и непостижимая к нам благость Божия и долготерпение!
Бог везде есть и со всяким человеком; человек пред очами Его грешит и закон Его святой и вечный разоряет. Какой царь стерпит, видя, что пред глазами его закон его нарушается, и не казнит законопреступника? Не слышно того. Бог наш не таков. Он видит, как человек закон Его разоряет, и терпит, и не казнит его. И не только терпит и не казнит, но не перестает ему и благотворить, подавая ему пищу и одежду, и блага Свои, защищает и сохраняет его от губителя дьявола, который все пути и следы грешника наблюдает, чтобы его погубить и душу его восхитить, и в ад низринуть, но Бог ему не дозволяет. Человек прогневляет Бога, но Бог милости Своей от него не отнимает. Человек от Бога отступает, но Бог еще его не оставляет. Человек во след дьявола идет и себя ему предает, но Бог запрещает дьяволу взять его и в погибель свести. Видишь благость Божию и долготерпение! Знай же, что эта благость Божия ведет грешника к покаянию (Рим 2:4).