Collected Works, Volume 5

4) Сколько на свете ни есть людей, Он каждого из них слово, дело и помышление знает, и смотрит, и примечает. Причем, всякого человека слово, дело и помышление, днем или ночью творимое, так явно Ему и известно, как бы только на него одного смотрел и внимал ему, все прочие создания оставив, чтобы только за ним одним наблюдать. Рассуждай об этом.

5) Что человек делает, мыслит и говорит, доброе или злое, все это в книге Своей записывает и воздает всякому по делам его. Внимай этому.

6) Не только настоящее слово, дело и помышление наше знает и проницает, но и то, что будем делать, говорить, думать и замышлять, и начинать, и в какое время, час и день, все совершенно знает от самой вечности.

Если о таком всеведении Божием будет размышлять человек и чувствовать в сердце, непременно последует в нем:

1) Страх и трепет, и от этого осторожное в словах, делах, начинаниях, намерениях и помышлениях жительство и обращение.

2) Истинное покаяние и сокрушение о прежних грехах, и усердие впредь беречься от греха.

3) Умная и сердечная молитва, внутри творимая, и воздыхание, так как Бог и сердечные помышления видит.

4) Удаление от лицемерия, которое внешне показывает святость, но внутри злобу питает.

5) Когда у человека нет благочестия внутри, то и внешне нет, каким бы себя ни показывал. Нет истинного страха Божия – нет и благочестия истинного. Ибо Бог не только на внешние дела, но еще более на сердце смотрит, и судит по тому.

6) Отсюда видно, что беззаконное и бесстрашное житие – это знак безбожия, внутри сердца кроющегося. Таковой говорит в сердце своем: «Нет Бога» (Пс 13:1), и потому таковые говорят, что знают Бога, а делами отрекаются от Него (Тит 1:16).

7) Надо человеку, который хочет благочестиво жить, исправить внутреннее состояние, и как бы вновь родиться и обновиться. Ибо Богу ничто внешнее без внутреннего не приятно.

Бог к душе и сердцу человеческому говорит и потому от души и сердца требует исправления и послушания. Если и не убивает человек руками человека, но сердцем злобится на человека, то он убийца пред Богом. Если и не согрешает телом с чужой женой, но сердцем пожелает чужую жену, то он прелюбодей пред очами Божиими. Не крадет руками, но хочет и желает похитить чужое добро, – хищник пред Богом. Ибо как внешнее дело и человек видит, так Бог и внутреннее равно видит, как и внешнее. Итак, надо человеку внутреннее состояние исправить, если хочет угождать Богу, ибо Бог на сердце смотрит, – и тогда по исправлении сердца и внешние исправные дела последуют. Итак, учись от размышления о всеведении Божием сердце свое исправлять, чтобы и внешние дела твои правыми были. Иначе человек будет как яблоко, снаружи красивое, но внутри гнилое и червивое, или как гроб покрашенный, внешне красивый, но внутри смрадный.

Спасайся.