Collected Works, Volume 5

3) Что как мне, так и тебе Он повелевает: уклоняйся от зла и твори благое, хотя и всем то же повелевает.

4) Слушать Его как Господа и Царя своего и волю Его исполнять.

5) Ходить пред Ним с осторожностью, ибо Он все видит, и на всех смотрит, и испытыва­ет сердца и утробы, испытывает праведного и нечестивого. Ходить, говорю, пред Ним так, как ходят ученики пред учителем, дети пред родителями, рабы пред господами, подвласт­ные пред властью.

6) Жить в мире этом и обращаться так, как странник, пришелец и путник.

7) Опасаться всего, как птица сидит и опа­сается, туда и сюда посматривая, дабы не поймали, или не подстрелили. Ибо многие враги окружают нас и хотят уловить в сеть свою.

8) Ни к чему в мире сердца своего не при­лагать, ни к богатству, ни к чести, ни к славе, ни к роскоши, тем более не искать того.

9) Довольствоваться тем, что Бог подает, и благодарить Его за то. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем (1 Тим 6:8).

10) Доколе время имеем, делать всем доб­ро (Гал 6:10).

11) Говорить, что должно и нужно, и когда должно; и молчать о том, что говорить не должно, и когда не должно.

12) В мире жить телом, но умом отлучать­ся к вечности. Часто поминать смерть, суд Христов, вечную смерь и вечную жизнь.

13) Не быть никогда в праздности, но де­лать что-нибудь полезное, а только упразд­няться от злых дел, слов и помыслов. Ибо только эта одна праздность нам полезна.

14) Крайне беречься, чтобы не подать со­блазна ближнему.

Это есть христианская и истинная муд­рость. Начало же премудрости страх Господень (Сир 1:15).

Спасайся.

Письмо сорок третье

Желая тебе предложить (рассуждение) о правде Божией, вспоминаю и суд Божий праведный, который будет в последний день, и потому пишу дрожащей рукой. Ибо как благость Его утешает и ободряет, так правда Его в страх и трепет приводит не только нас, грешных, но и святых Его.

Правда Его в том состоит, что Он всем воз­дает по делам их. Правда Божия познается из наказаний своевольных и беззаконных людей, и защиты благочестивых и богобоящихся лю­дей. Об этом во многих местах Святого Писа­ния, особенно Ветхого Завета, читаем и ви­дим. Наиболее же явно откроется и познается (правда Божия) в день Страшного Суда Хрис­това. Ибо не все своевольные здесь наказание принимают, но иные соблюдаются (для нака­зания) на тот день. Тогда всякому воздастся по делам его. Хотя ныне и свирепеют ненаказан­ные люди, и мечтают, что с них того не взы­щется, однако же не избегнут тогда суда Бо­жия, который будет для них тем страшнее, чем дольше ожидала их покаяния благость Божия. Ибо таковые сами себе собирают гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога (Рим 2:5), по апостольскому учению.

Познание и чувствование правды Божией приводит человека:

1) В страх, так что будет трепетать суда Бо­жия.

2) В покаяние и познание грехов и сокру­шение. Ибо если за слово праздное воздадут люди ответ в день суда (Мф 12:36), то тем бо­лее за прочие тяжкие грехи.