Collected Works, Volume 5

Христос Сын Божий от клятвы закона ис­купил нас не серебром или золотом, но драгоцен­ною Своею Кровию (1 Пет 1:18) и смертью, как апостол написал: Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, ибо написа­но: проклят всякий, висящий на древе (Гал 3:13). И так Христос сделался ради нас клятвой, да­бы нам подать благословение, и грехи наши на Себя взял, дабы нам Свою правду верой по­дать, следовательно, и от вечной казни, кото­рая клятве последует, избавил нас, и отворил вечное блаженство, которое благословению Божию последует. Так ему Святая Церковь по­ет: «Искупил ны еси от клятвы законныя чест­ною Твоею Кровию, на кресте пригвоздився, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш: слава Тебе».

Итак, видишь, что убедило Христа ради нас распяться и умереть: то есть неизреченная Его к нам любовь и крайняя наша бедность и погибель вечная, которой мы все подлежали. Читай об этом Послания апостольские, и вни­май прилежно стихам и песням церковным, и яснее увидишь, и уразумеешь, и признаешь, что кроме Христа нет никому спасения. Слава спасшему нас Христу Богу, Которому себя и тебя поручаю в милость и защиту.

Спасайся о Христе.

Письмо седьмое

Видел ты, как страшна клятва (закона). Страшна клятва, страшен и грех. Клятва вечно­му осуждению и мучению предает, а грех клят­ве подвергает грешника. Потому страшно гре­шить и Божий закон нарушать, ибо нарушен­ный закон клятвой поражает грешника, клятва же вечной подвергает казни. Сладок людям грех, но горек плод его. Услышат люди согре­шившие и непокаявшиеся: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф 25:41). Убоимся же, возлюб­ленные, клятвы и уклонимся от греха, дабы не подпасть снова клятве, от которой Христос ис­купил нас Кровью Своей. Лучше все каждый день терпеть, лучше во всякой болезни и стра­дании быть, лучше каждый день от биения и мучения страдать, лучше каждый день умирать, когда то возможно и нужно будет, нежели со­грешать и под клятвой быть. Рассуждай об этом и берегись греха, как смертельного яда, кото­рый и душу и тело вечно умерщвляет.

Спасайся.

Письмо восьмое

На вопрос твой: «Всех ли Христос Господь пришел спасти?» – отвечаю: Все согрешили и лишены славы Божией (Рим 3:23). Все согре­шили и погибли, потому всех и спасти при­шел Господь. Христос Иисус пришел в мир спа­сти грешников (1 Тим 1:15). Все грешники, по­тому всех и спасти пришел. Христос за всех умер (2 Кор 5:15), потому и всех спасти при­шел. Потому и Евангелие проповедать всей твари повелено, чтобы все услышавшие уве­ровали и спаслись (Мк 16:15-16). И во всю землю вышло вещание их (апостолов), и в концы вселенной слова их (Пс 18:5).

Бог на лица человеческие не смотрит, Ему все равны, всех равно хочет спасти, никому не хочет погибели: хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Поэтому для всех и Сына Своего в мир по­слал, чтобы все Его благодатью спасение по­лучили. Следовательно, ради меня и тебя, и всякого человека пришел Христос Господь в мир, родился, пострадал и умер.

Слава пославшему Отцу, слава и Сыну, пришедшему грешных спасти! В этом наше утешение и радость состоит. Отсюда да почер­паем утешение, что и ради меня и тебя при­шел, пострадал и умер Христос Господь. Да прохладит сей живой источник души наши грешные. Этим прохлаждайся во время зноя, утешайся, не изнемогай, стой и мужайся.

Спасайся.