Collected Works, Volume 5

Ответ:

1) Непременно все христиане должны в след Христа идти, как овцы в след Пастыря своего, как рабы в след Господа своего, как ученики в след Учителя своего, как воины в след Вождя и Царя своего, как члены духовные в след Главы своей. Надо им здесь соединен­ными быть со Христом, дабы и в будущем веке с Ним вместе быть сподобились. Кто здесь от­лучится от Христа, тот и там не будет с Ним.

2) В след Христа ходить не ногами, но серд­цем должно, то есть идти путем тесным и кре­стным, ибо это есть путь Христов. Он этим пу­тем шел и нам пример показал, как апостол его учит: Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Петр 2:21). Христос поучает нас словом и житием Своим смирению, терпению, кротости, любви и прочим прекрасным добродетелям. Будем же последовать Христу, то есть от Него будем учиться – смиряться, терпеть, кроткими быть, любить и прочее добро делать. Так последова­ли Христу все святые, и привел их в небесное отечество. Этим путем смирения и нам идти должно, если хотим в ту страну прийти, чего как себе, так и тебе от сердца желаю.

Спасайся.

Письмо пятьдесят четвертое

Напоследок представляю тебе, что Бог наш есть бестелесный и невещественный, и потому Он есть Дух наичистейший.

Так о Нем свидетельствует Писание Свя­тое: Бог есть Дух (Ин 4:24). Что Святое Писа­ние говорит о Нем как об имеющем телесные члены, то не собственно Ему приписывает, но по снисхождению к немощи и слабости поня­тия нашего (так говорит), поскольку мы ина­че не можем понять действий Его, силою Его совершаемых. Так руки, Ему приписываемые, означают всемогущую силу Его, очи – всеве­дение Его, уши – всего слышание, так как от Него ни слово, ни дело, ни помышление наше сердечное не утаится. И как про всех людей, так и про всякого человека, что делал, гово­рил, мыслил, и для чего делал то, и что делает, говорит и мыслит, и для чего, и что будет де­лать, говорить, мыслить, и для чего, – все Ему совершенно явно. Он не имеет рук, но все единым хотением и повелением делает, что хочет; не имеет очей, но все и в сокровен­ных местах, и в глубине сердца делаемое на­блюдает и видит; не имеет ушей, но всякое слово, глас, пение худое и доброе слышит. Рассуждай об этом и берегись делать, гово­рить и мыслить того, что Ему противно.

От познания духовной сущности Бога по­следует то, что человек будет Его почитать не ве­ществом, не золотом, не серебром, и не другими материалами, не разбором пищи и одеяния, и не одними только видимыми церемониями, но ду­хом, то есть страхом, любовью, смирением, тер­пением, покорением воли своей воле Его, и прочими делами, Им заповеданными. Ибо та­ковые жертвы благоугодны Богу (Ев 13:16).

Дух духом почитается. Богу всякая наруж­ность и вещество неприятно без внутреннего духа, поэтому говорит Господь: Истинные по­клонники будут поклоняться Отцу в духе и ис­тине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны по­клоняться в духе и истине (Ин 4:23-24). Почтим же Бога как Духа духом, сотворим волю Его и заповеди Его, за грехи наши – дух сокрушен­ный, сердце сокрушенное и смиренное прине­сем. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит (Пс 50:19).

Все старание христианину надобно в том полагать, чтобы душу свою исправить. Ибо Бог к душе нашей говорит, а не к телу. Тело – это орудие души, через которое она действует. Язык говорит, очи смотрят, руки делают, что душа замышляет и хочет. Если душа исправ­ной будет, то и дела внешние будут исправны­ми. Без душевного изволения члены телесные не действуют. Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу, тогда и внешние дела наши исправными будут, и так будем Бога нашего духом и истиной почитать.

Спасайся.

Письмо пятьдесят пятое