Слова, беседы, речи

И как легко учиться благочестию в твоем возрасте! Воля твоя — гибка; долго ли дать ей направление ко всему благородному и высокому? Сердце твое — нежно, как воск; на нем без усилия напечатлеются наставления страха Божия. Душа — живая, неиспорченная правилами света; — как она восприимчива для прекрасных правил и истин св. веры!

«Успею, будет еще время», говоришь ты. О! нет, не будет того прекраснаго времени, которое теперь в твоем распоряжении. Тяжело под старость учиться благочестию. Грешныя расположения не проходят, а растут с годами; худыя привычки застаревают в душе; страсти, воспитанныя в юности, срастаются с сердцем. Грех — горный поток, который чем далее бежит, тем более увеличивается. Благо юноше, аще возмет ярем в юности его. Да и кто тебя уверил, что доживешь ты до старости, чтобы каяться в грехах молодости? Слово Божие учит нас, да опыт тоже говорит: страх Господень прилагает дни, лета же нечестивых умалятся (Прем. 10, 27).

Господь благодатию да утвердит в сердцах наших искреннюю решимость жить свято, до гроба. Аминь.

1857 г. Харьков.

Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. — Издание третье. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 372-378.

Беседа в неделю о Закхее (Лук. 19, 1-10).

Помните ли, слушатели, что говорил Спаситель о богатых, когда богатый юноша отказался следовать за Спасителем? Удобее есть, говорил Господь, вельбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити. Но, присовокупил Спаситель: не возможная у человек, возможна суть у Бога (Лук. 18, 25. 27). И вот в оправдание последних слов Господа представляется нам пример Закхея. Сей пример показывает именно то, что и богатый может быть в числе чад Авраамовых. Как же это может случиться, послушаем евангельское повествование о Закхее.

И вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж, нарицаемый Закхей; и сей бе старей мытарем, и той бе богат. Закхей был не только мытарь, что значило откупщика государственной пошлины, но старей мытарем — главный откупщик сборов. Иерихон, где жил Закхей, был богатый город; торговля пальмовым лесом и бальзамом делала его славным и цветущим. Потому не удивительно, что главный откупщик таможенных сборов в торговом Иерихоне был богатый человек.

И искаше видети Иисуса: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предъитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. Слух о чудесах и учении Иисуса возбудил в Закхее веру в Иисуса; вера возбудила желание видеть Иисуса. Закхей ищет счастия видеть Иисуса. Но вот препятствия: возрастом мал бе. Малый рост мешает видеть Иисуса в толпе народа. Что делать? Протесняться сквозь толпу, чтобы приблизиться к Иисусу? Известному богачу, человеку с таким значением в свете, толкаться между людьми всякаго рода, — щекотливо. При том Закхей, как приметно, не считал удобным, без предварительнаго знакомства, вступить в сношение с Иисусом. Что-ж делать? Хочется видеть Иисуса, но как увидеть? Искать высокаго места, высокаго дерева? Очень щекотливо. В виду многих лезть на дерево? В виду всех оставаться на дереве? Это значит выставить из себя цель, куда посыплются насмешки молодежи, колкости остряков, говор толпы. Очень понимает, очень чувствует это Закхей. И однако решается на все, чтобы только видеть Господа. Прекрасная решимость! Закхей решается на неприятности, на унижение, чтобы только исполнить святое желание; — для Господа вступает в борьбу с светом и его мнениями: вот подвиг достойный высокой души!

Не легок для богача такой подвиг; но если он необходим для спасения, надобно избрать его. Доколе храмлете на оба колена? говорил пророк Илия Израилю. Если Бог Израилев — Бог ваш, зачем не оставляете беззаконных желаний ваших? Зачем вся душа ваша не служит Ему — истинному Владыке и Богу вашему? Ты чувствуешь худое положение твое, чувствуешь нужду в перемене жизни; но ложный стыд мешает тебе начать другой образ жизни, но тщеславие удерживает тебя на пути, который так верно ведет к погибели. Сжалься над собою. Представь себе тот стыд, которым покроешься, выставленный на суде всемирном. Представь себе ту скорбь нескончаемую, которая терзать тебя будет за твою измену Господу, за твое безумное обречение себя на погибель для мира погибельнаго.

Если ты уверен в святости предприятия, в нужде его для души: помолись Господу и иди бодро своею дорогою; не унижай души твоей пред грехом. Пусть люди не понимают тебя! Знает и покрывает тебя Бог. Потеряешь здесь славу? Там возвратят. Осмеют здесь люди? Утешит здесь и там Господь. Хотя бы довелось тебе за добрый подвиг терпеть насмешки, клеветы; не отступай назад; без сражения не бывает победы, а победителю венец, — претерпевый до конца той спасется.

Решимость Закхея на неприятность для добра не осталась без награды. Закхей считал за счастие только что взглянуть на Господа; а Серцеведец, видя расположение Закхея, утешает его неожиданною радостию, — посещает самый дом Закхея. За то и Закхей не остановился на одном первом подвиге. Согретый, воспламененный любовию Господа, он тогда, как неразумие ропщет на любовь Господа, посетившую дом грешнаго мужа, делами показывает, что в сердце его произошла чудная перемена, — делами свидетельствует благодарность свою к посетившей его любви Господа.

Господи! говорит он, се полъ-имения моего дам нищим. Отчего же Закхей, благодарный Господу, обращается с благодарною любовию к бедным? Это оттого, что богатый Закхей мог делать доброе именно благотворением ближнему, — оттого, что от богатаго прежде всего требуется, чтобы он жил не для себя только, а для бедных. Богатство дано богачу не для него одного; богач — поверенный Божий, человек, которому поручено сделать распоряжения, достойныя благоразумия, достойныя воли Божией; на его отчете состоят и бедные. Такова воля Божия о богаче! С беднаго взыщут за недостаток терпения, за ропот на бедность; богатому напомнят о Лазаре, если он оставлял того перед вратами в ранах, без куска хлеба, а сам роскошно ел и пил. Бог любы есть (Иоан. 4, 16). Он хочет чтобы бедность подкреплялась щедростию богатых, а богатый находил утешение в благодарной молитве бедных. Для отца семейства самое приятное удовольствие, когда делают удовольствие детям его. Точно также и для Отца небеснаго. Взалкахся и дасте Ми ясти: возжадахся и напоисте Мя: в темнице бех и посетисте Мене. Господи, когда Тя видехом алчуща или жаждуща или странна? Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе, говорит Господь (Матф. 25, 34-40). Кто холоден к страданиям бедности, равнодушен к стону нищеты; тот напрасно уверяет себя, что он любит Господа. Если не любим мы ближняго, котораго видим: как можем любить Бога, котораго не видим? Ближний мой носит образ Отца моего небеснаго: как же не помочь ближнему, как не разделить с ним того, что есть у меня? Вы, которым дал Бог средства благотворить ближним! Творите волю Божию о вас, чтобы было с чем явиться в ту жизнь: питайте алчущаго, одевайте нагаго, утешайте печальнаго, посещайте заключеннаго в темнице. Блажен милуяй нища и убога: в день лют избавит его Господь (Псал. 40, 2). Иже затыкает ушеса своя, еже не послушати немощнаго: и той призовет, и не будет послушаяй его (Прит. 21, 13).

Половину имения назначаю я бедным, говорил Закхей Господу, а половину удерживаю у себя, но и ту не для себя; ее удерживаю я с тем, чтобы платить обиженным мною: аще кого чем обидех, возвращу четверицею.