Слова, беседы, речи

Если Закхей и другую половину оставил не для себя: почему не раздает он ее бедным, как роздал первую? Это потому, что чужим нельзя располагать по своему произволу, — чужое надобно отдать, кому принадлежит оно. Чти Господа от праведных твоих трудов, и начатки давай Ему от твоих плодов правды, говорит премудрый царь (Прит. 3, 9). Закхей нажил богатство так честно, как наживают его многие. Одна половина без спора пред совестию признана собственностию честности его и из другой половины только четвертая доля полагается неправедно нажитою. И однако было и у Закхея несправедливо нажитое. Да и легко ли избегают греха, наживая богатство? Не самою ли большею частию приобретают его ценою неправды? Не чаще ли платят за него обидою ближнему то тайною, то явною? Если же так: то что значила бы милостыня из такого богатства? Не тоже ли, что милостыня хищника? Нет, пусть хищникъ-богач отдаст отнятое тому, у кого отнято: правда требует, чтобы заглаждена была неправда удовлетворением правде. Иное дело, когда нет возможности загладить неправду. Тогда обратись к помощи милосердия.

Аще кого чем обидех возвращу четверицею. Закон Моисеев говорил, что если кто уличен будет в краже: он платит за овцу четыре овцы; если же сам он объявит о краже: то с него брать вдвое (Исх. 22, 1). Закхея никто не уличал в хищении. И однако он налагает на себа ту пеню, которая взыскивалась законом с уличеннаго хищника. Такова кающаяся любовь! Она не только платит правде, но платит такою платою, которой и не требовала правда; она исполняет не только букву закона, но и то, о чем не говорит буква. Она хочет страдать, чтобы принесть Господу плоды, достойные чистаго покаяния; подвергает себя наказанию, чтобы как можно более смирить себя, как можно глубже почувствовать свою виновность и неправду.

Итак второй подвиг кающагося богача должен состоять в подвиге благодарной любви. Надобно, чтобы раскаяние оправдалю себя делами. Прежняя жестокость к нищему брату должна быть заменена щедростию. Богатство досталось не без греха? Необходимо наказать себя за неправду открытым сознанием в неправде. Правда требует, чтобы все чужое возвращено было по принадлежности, а любовь ожидает, чтобы вознаграждение было не только полное, но и умноженное до избытка. Жаль разстаться с земным? Но, если не разстанется, не увидит богач вечных благ, мало того — поплатится вечною мукою за неправды. Чтобы надеяться на евангельския награды, надобно творить евангельския добродетели. И язычник любил любящаго его, платил долг по требованию правды. Христианину надобно делать более, надобно вознаграждать обиженнаго вдвое.

Бог благодати и милости да вразумит всех нас во спасение, и подаст силу творить дела спасительныя. Аминь.

1847 г.

Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. — Издание третье. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 394-398.

Слова и беседы на святую Четыредесятницу.

Слово в неделю мытаря и фарисея.

Несмь, якоже прочии человецы, хищницы, неправедницы, прелюбодее, или якоже сей мытарь (Лук. 18, 11).

Так говорил фарисей.

Если верить фарисею, то он был человек очень порядочный, даже такой, каких не скоро найдешь. По словам его, он гнушался многих пороков, которых не гнушаются многие, не любил неправды, не любил присвоять чужое, не любил дел плоти. Мало того, — он не только не поблажал похотям плоти, но еще старался умерщвлять ее. Пощуся, говорит он, двакраты в субботу, т. е. два раза в неделю, чего не требовал и закон. Он не только не брал чужаго силою или обманом, но отдавал свое в пользу храма. Десятину, говорит он даю всего, елико притяжу. Мало ли это, часто ли это встретить можно: десятую долю из своей собственности жертвовал Господу?

Не смотря на все это, фарисей унижен на Божием суде пред мытарем. Не смотря на все это, безответный, смиренный мытарь оправдан, а фарисей осужден. Сниде сей оправдан в дом свой паче онаго.

Отчего это? За что осужден фарисей? — За то, что гордо осуждал других. Несмь, якоже прочии человецы, несмь, якоже сей мытарь, говорил он. Он не только возносил себя пред другими, но злословил мытаря, порицал мытаря с гордостию.

Поучимся, братия, не осуждать других, поучимся тем более, тем внимательнее, что с нынешняго дня св. церковь начинает приготовлять нас к воздержанию духовному и телесному и, начиная приготовление, предлагает нашему вниманию фарисея — строгаго судью дел чужих.