Слова, беседы, речи

И зело заутра, во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (Марк. 16, 2).

Жены мироносицы столько были заняты заботою отдать почесть возлюбленному Учителю своему, что эта забота не давала им сна. Зело заутра и оне уже идут на гроб. Самая бдительная из них даже не раз приходит ко гробу. Св. Матфей говорит: свитающи во едину от суббот, т. е. на разсвете перваго дня недели, когда мрак ночи только что уступал место свету, когда природа едва только пробуждалась от глубокаго сна, св. жены уже спешат на святое дело хвалы Господу. Так бдительны были мироносицы для прославления Господа!

Как прилично, как полезно возвещать хвалы Господу в глубокое утро! Что такое человек? Он — царь, он глава видимой природы. — Прилично ли спать царю тогда, когда низшие его уже совершают должную службу пред Царем царей. Не должен ли он предначинать хвалебную песнь Творцу, прежде чем начнет ее покорная ему тварь? И как легко молиться в полночь и утро! Мысли тогда чисты, ощущения живы, душа свободна от впечатлений тяжелой земли, покоющаяся природа не занимает и не развлекает собою, человек весь с собою и Господом. В полунощи возстах исповедатися о судьбах правды Твоея, говорит Давид пред Господом (Псал. 118, 62). В полунощи же Павел и Сила молящеся, пояху Бога, говорит книга Деяний апостольских (Деян. 16, 25). Бе обнощь в молитве, повествует евангелие о самом Господе Иисусе (Лук. 6, 12). И св. Церковь назначает для молитвы полночь и утро. И как опасно для каждаго предаваться сну беззаботному! «Се Жених грядет в полунощи и блажен раб, его же обрящет бдяща, недостоин же паки, его же обрящет унывающа. Блюди убо душе моя, да не сном отяготишися, да не смерти предана будеши и царствия вне затворишися».

А что бывает у нынешних христиан? Да, иные, удивительно, как бодры на целую ночь, но для чего? Проводят время как язычники. И помину нет и мысли нет в голове, что вотъ-вот откроется суд для того или другаго из них. О! несчастные! Взойдите в храм в утреннее молитвословие церкви: кого вы найдете там? Одних служителей церкви. Боюсь за посвятивших себя здесь служению Господу.

Сестры о Господе! видит Бог: страшно мне за вас. Вы дали обет посвящать время ваше молитве. Как же вы исполняете его? С чем явитесь вы на суд Господа? Как? Во время утрени и у вас храм пустой! Кто вы? Зачем вы в ограде святой? Или думаете вы, что можете безнаказанно смеяться жизнию своею над обителию молитвы? А вы смеетесь над нею, вы позорите ее, когда претворяете ее из обители молитвы в обитель служения прихотям плоти. «Как быть? говорят. Нужны же пища и одежда, нужно время для приобретения той и другой». А кто дал вам устав заботливых Марф? Что мешает предоставить двумъ-трем из вас совершать из послушания службы Марфы, чтобы всем прочим оставаться блаженными Мариями? Или били вы только воздух, когда давали обеты исполнять правила общежития и молитвы? Придите в себя, устрашитесь положения своего, подумайте, что ожидает нарушителей данных Богу обетов. Боже мой! что за ослепление? Нравится всегда быть в услугах у своих прихотей. Кому же ад, как не рабам плоти и своеволия? Меняют беседу с Господом на беседу с мелочными предметами суеты. И еще думают быть близкими к Господу. Сжальтесь над собою. Будете взывать: Господи-Господи, отверзи нам двери, а Господь скажет: не вем вас.

И вшедше во гроб, видеша юношу, — одеянна во одежду белу и ужасошася. Он же глагола им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятаго: возста, несть зде, се место, идеже положиша Его (Марк. 16, 4-8).

Верная любовь св. мироносиц не оставлена без награды. Оне первыя услышали весть о воскресении Господа; небесный вестник, озаренный славою чистоты духовной, явился им и открыл, что возлюбленный Учитель их, Котораго распяли враги, уже не в числе мертвых. В повествовании св. Матфея видим еще более. Когда мироносицы шли передать ученикам слова ангела: «се Иисус встретил их и сказал: радуйтеся! Оне приступили, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; подите, возвестите братиям Моим, чтоб они шли в Галилею: там они увидят Меня» (Матф. 28, 8-10).

Господи! Тебе все возможно, — Тебе возможно оживить хладныя сердца наши любовию верною и бдительною. Недостойны мы благодати Твоей: но по великой милости Твоей не лиши нас милости, да и мы встретим Тебя с избранными Твоими во славе Твоей. Аминь.

Источник: Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевскаго), архиепископа Черниговскаго и Нежинскаго. В 4-х частях. — Издание третье. — СПб.: Издание книгопродавца И. Л. Тузова, 1883. — С. 263-267.

Слово в неделю 3-ю по Пятидесятнице.

Не пецытеся душею вашею, что ясте или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся (Матф. 6, 25).

Как не заботиться о нужном для земной жизни? Как не заботитьея о пище и одежде? Наша одежда сама собой не шьется, наша пища сама собой не готовится; наши домы сами собой не строются и не нагреваются в холоде. К тому же земныя вещи могут быт обращаемы на пользу вечной жизни: ими мы можем служить ближнему в его нуждах их можем употреблять на службу Богу.

Каких же забот о земном не велит иметь христианину Господь наш?

Заботы о земном тогда преступны в христианине, когда он ищет земнаго без мысли о промысле Божием. Тогда заботы его — заботы язычника, который не знал истиннаго Бога и не имел твердой веры в промысл Его. А как много и ныне есть труженников земли, которые работают на земле без мысли о Боге! Хотя Бог не оставлял их поныне без пропитания и одежды; хотя он незримо и нечаемо подавал им помощь в самых крайних нуждах: однако они все смотрят с безпокойством на будущее, как будто будущее зависит от их забот. Иной говорит: теперь у меня мало детей, и для них много требуется забот. Что же будет со мною, когда будет их много? Теперь дети еще малы, и на них так много выходит. Что буду делать, когда они подростут? А что, если еще сделаюсь болен, или умру: кто будет кормить детей? Другой не имеет детей и также тревожится за будущность, я состареюсь и не в силах буду работать, — а детей нет: кто станет кормить меня? Судите, к лицу ли христианина такия тревоги? Тревожатся за участь того, чего еще нет, тревожатся так, как будто не мимо их забот и тревог идет все в мире. Всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов (Иак. 1, 17). Кто от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един? Неужели Он, всеблагий, тогда как дал бытие вашим детям, оставит умереть их с голоду? Или Он, всемогущий, не знает, что старость бездетная имеет нужду в пище? Весть Отец ваш небесный, яко всех сих требуете (Матф. 6, 32). Трудитесь в мире совести, но не забывайте, что успех всякаго дела зависит от Бога. Потому молитесь пред началом дела за его успех, молитесь по окончании дела, благодаря за конец. Всякая забота наша о земном, без упования на промысл Божий, есть — грех и делает нас недостойными благословения Божия.