Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

А наша душа! Таинство таинств! Самое непостижимое и недоступное таинство под небом. Никто и никогда не мог приблизиться или обнаружить ее природу, ее сущность, ее свойства. Все ею приводится в действие и определяется, а сама она никем никогда не была познана. Только воплотившийся Бог Слово открыл и засвидетельствовал о ней, кто и какова она, ибо Он — ее Творец, ее памятование, ее мир и ее чаяние. Только Он мог открыть ее и дать ей боголепную характеристику, сказав, что весь мир недостоин ее (см.: Мф. 16, 26).

Вочеловечившийся Бог Слово, приняв в Свою Божественную Ипостась всего человека, как тело, так и душу, передал этим обоим составляющим человека Свои Божественные свойства. И потому во всей неприступной глубине человеческого существа были начертаны богоподобие и христоподобие. Бог Слово стал образцом для нашей души, ее Словом, ее смыслом, ее желанием и самим раем. Только во Христе человеческая душа вернула себе саму себя. И Господь справедливо засвидетельствовал, что, кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25). Только тогда, когда душа имеет своим началом и концом Бога Слово, она достигает своего совершенства, своей цели. Любое иное движение и делание становится и остается бессмысленным и неразумным и, в сущности, пребывает вне ее. Такое движение является помешательством, безумным блужданием в страстях и грехе, бесконечной мукой и ужасом. Справедливо Бог Слово взывает: Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10, 39). И это скудельное тело человека без Слова было бы жалким и хрупким сосудом, принадлежащим животному царству, подверженным несчастьям законов тления, страдания и смерти. Но восприятием в Самого Себя Всеблагий Архитектор Бог Слово обожил его и подчинил разуму, дабы оно стало Телом Христовым: Тело же — для Господа (ср.: 1 Кор. 6, 13).

Бог Слово принял в Своем воплощении человеческое тело. Своим Воскресением и Вознесением Он предвозвещает и наше воскресение в день пакибытия. Когда же всякое колено преклонится17 в боголепном поклонении, обоженное человеческое тело будет иметь ту же славу, ибо связующий и сопрягающий Бог Слово так благоволил о возвышении прежде падшего образа. В воплощении Бога Слова был полностью открыт тайный смысл не только человека, но и Неба и земли. Дарование нашей природе разумного начала, ее уподобление Христу, возвращение смысла всему нашему бытию осуществилось в Божественном явлении. До этого вся человеческая мысль была лишь жалобным воплем, бесконечным мучением, непрестанным рыданием и непрерывным плачем. Все человеческое, не возвратившись к Богочеловеку и Спасителю своему для претворения в разумное и богочеловеческое, останется противоразумным, бессмысленным и, наконец, бесчеловечным. Это главная и конечная цель воплощения Господня — сделать разумным человека и все его бытие. Без нашего разумнотворения18 и обожения в Боге Слове весь наш душевный и телесный строй остается не чем иным, как ужасным чудовищем, привидением и призраком хаоса.

От смерти к бессмертию

Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15, 54–55). Служа диавольским повелениям, люди осудили Богочеловека на смерть, тогда как Он через Свое Воскресение воздал им бессмертием, Своим Крестом Господь вынес приговор смерти и уничтожил ее, а Своим Воскресением источил бессмертие отныне и вовеки. Бессмертие захлестнуло и человека, и все миры. Центральным чудом всего Божественного домостроительства является Воскресение Господне, которым человеческое естество самым решительным и окончательным образом было приведено в бессмертие, дабы стать страшным и для самой смерти. Прежде Воскресения Господня смерть была второй природой человека. Все мы привыкли к смерти как к чему-то естественному. Все изменилось лишь с Воскресением Христовым. Теперь живущий верою в Воскресшего Христа живет превыше смерти. Он уже не умирает, а просто снимает одежду своего тела, чтобы снова облачиться в тело нетленное в день Второго Пришествия. Прежде Пришествия Господня смерть была естественна для людей, а после Его Пришествия и Воскресения естественным для них стало уже бессмертие.

И теперь какое естество, какая стихия, какое бытие не исповедует Господа нашего Иисуса Христа как единого Бога, как единого Господа, как Вседержителя? В каком месте под небом ужасная смерть не простерла своей растленной власти над творением, не распространила свое царство? Всякое бытие в нашем земном мире было жалкой жертвой этой тирании, а спасение раз и навсегда пришло через Воскресение Господне! О, Божественное Воскресение, величайшее чудо, чудо из чудес, главная причина возникновения христианства и его распространения в веках! Скажите мне, народы, племена, язЫки, кто дерзнул бы приступить к вере, стать христианином, если бы не произошло Воскресения Господня, если бы Воскресение не было столь убедительным и очевидным? Да, Воскресение Богочеловека Слова привлекло к себе и постоянно привлекает смертных к бессмертию и вечному воскресению. Единственно новым под солнцем является наш Воскресший Господь и Его светоносное Воскресение. Благодаря Божественному Воскресению прежде трусливые ученики стали великими исповедниками и проповедниками, безграмотные — мудрецами, немощные — сильными, и даже младенцы возмужали и засвидетельствовали Божественное Воскресение всем мирам к созиданию Церкви. Вся история христианства сводится к Воскресению Господню, а через него простирается от ограниченного к запредельному, от преходящего к вечному и получит свое завершение в пакибытии, когда будет все и во всем Христос (Кол. 3, 11). Воскресение Христово не только избавило нас от угрозы смерти и тления, но и научило нас всему умному искусству сражения с ухищрениями диавола, с обычаями ветхого человека19, тела смерти (Рим. 7, 24).

Воплотившийся Бог Слово, пребывая с нами, начал творить и учить (ср.: Деян. 1, 1) и с исчерпывающей полнотой показал нам, как применять к себе духовные законы, преподал тайны невидимой брани, раскрыл весь мрак глубин сатанинских, дабы мы вместе с апостолом Павлом восклицали: ибо нам не безызвестны егоумыслы (2 Кор. 2, 11). Человек, борясь с грехом и страстями, доказывает свою веру в Воскресение, в бессмертие и вечную жизнь. Не борющийся с обычаями ветхого человека доказывает суетность своей веры, и часть его не будет со спасаемыми. Если человек посредством веры во Христа не достигнет Божественных обетований, то к чему такая вера? Твердая вера чувствуется в тех, кто подвизается и побеждает грех и смерть в самих себе, кто прославляет в своих членах воскресшего и царствующего Господа, ибо поистине Христос «смертию смерть попрал»20. Подвизающийся таким образом, и борющийся со всей своей греховностью, и по благодати Христовой побеждающий есть наиболее достоверный свидетель нашего Богочеловека Господа, свидетель того, что Он воскрес, притупил жало смерти и поистине победил смерть на всех фронтах этой войны. Чем дальше душа от греха, тем дальше она и от смерти, ибо где грех на деле, там смерть. Значит, стремление человека к Богу определяется по степени его расположения ко греху. Чем с большей легкостью грешит человек, тем более доказывается его смертность. Когда человек осаждается бессловесными стремлениями и умерщвленными чувствами, тогда оказывается на деле погруженным в грех, а свет Воскресения не ведет его к законам правды. Христианство — это призвание к пожизненной борьбе с диаволом и смертью, борьбе до окончательной победы над ними. Каждый грех является предательством, каждая страсть — отступлением, а каждое зло — поражением.

Для человеческого существа самой большой мукой и самой ужасной жестокостью является смерть. А освобождением от ее власти является спасение. Это спасение даровал нашему роду Победитель смерти воскресший Богочеловек Христос. Своим Воскресением Он раскрыл все таинство нашего спасения, то есть бессмертие и вечную жизнь тела и души. Вопрошающим о том, как это происходит, мы отвечаем: через богочеловеческий образ действия и жительство, эту новую жизнь в Воскресшем и ради воскресшего Господа. Своим примером Богочеловек Господь показал нам на деле верный способ достижения бессмертия и вечной жизни. Но чтобы это произошло, чтобы мы воскресли вместе со Христом, мы должны сначала умереть с Ним и жить Его жизнью как своей собственной. Если мы достигнем этого, тогда в день воскресения сможем и мы сказать словами пасхального церковного канона: «Вчера спогребохся Тебе, Христе, совостаю днесь воскресшу Тебе»21.

Основным событием четырех Евангелий, на которых утверждается наша Церковь, является Воскресение Богочеловека Христа. Приветствием «Христос воскресе!», радостным для мира, и равнозначным ответом сердец верующих людей, горящих любовью ко Христу, «Воистину воскресе!» убедительно утверждается всемирный триумф, не имеющий себе равных в целой Вселенной всех чувственных и умных миров. Но разве я, ты и любой верующий от первых Господних учеников и до скончания века — все, кто приступает к этой истине, все мы не являемся свидетелями этого Воскресения?

Христианство, без сомнения, утверждается на событии Воскресения Христова. Центральным событием, которое одно только и может изъяснить все слова и чудеса Господни во всем Его спасительном для мира домостроительстве, не может быть никакое иное событие, кроме светоносного Воскресения. Только в Своем Воскресении Богочеловек Христос может изъяснить провозвещавшие о Нем пророчества и образы, а также все Свои слова и чудеса, потому что Его собственное Воскресение выше всех чудес и доказательств. Глагол Господень, сладчайший паче меда и сота, верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25–26) полностью исполнился в Его Божественном Воскресении. Но надо сказать еще об одном. Без Воскресения Господня не может быть понят триумф всех от века праведников, особенно же Его учеников и апостолов, мучеников, исповедников, воздержников — героев во Христе, которые посредством благодати Божественного Воскресения заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне (Евр. 11, 33–34) и вообще победили начала и власти тьмы, попрали саму смерть. Наградой и венцом за все эти подвиги стало для них Воскресение Господне, которое до скончания века будет символом и чаянием всех поколений. Сладчайший наш Господь Иисус, воскресший Богочеловек, пребудет единым бытием как под небом, так и превыше неба, удостоившим заключенного в юдоли плача человека победить смерть, ди-авола и сам грех, стать блаженным, бессмертным и причастником Его вечного Царства. Потому для нашей природы воскресший Господь стал всем для всех22. Он стал прекрасным, добрым, истинным, любимым, радостным, божественным, премудрым, вечным, единственной нашей любовью, нашей радостью, всем нашим благом, всей нашей жизнью, всем нашим чаянием и упокоением.

Природа Церкви

Умножающееся бездействие и равнодушие нашего времени удручают нас, ибо мирские интересы все более и более сосредоточиваются вокруг неприкрытого индивидуализма и агрессивного корыстолюбия. В атмосфере такого корыстолюбия о каком понимании бесконечности и бессмертия может идти речь? Приверженцы материализма и суеты, скованные железными узами, с большой подозрительностью относятся ко всему вечному. Заключенные в жесткие оковы времени и пространства, они не терпят никаких сравнений, а возможно, и в силу обычной инерции не могут заниматься ничем превосходящим время или пространство, ничем вечным. Такие мысли они считают чуждым вторжением и противостоят им. Адепт гуманизма называет это насилием над своей свободой и непростительной дерзостью. С телом, погруженным в материю, поскольку силой притяжения он связан с пространством и временем, с духом, отрезанным от всякой идеи вечности, он избегает теорий о потустороннем и вечном, потому что счита ет их сложными. Он страшится пропасти между временем и вечностью, считая, что перейти ее нельзя, потому что у него нет способности и сил для того, чтоб хотя бы разглядеть ее. Виной всему этому является неусыпный и неумолимый враг человека — смерть, которая все вокруг превращает в тленное и скоротечное, насмехаясь над всем вечным и нескончаемым. Гуманист, погруженный в стихии мира, посредством своих тленных органов чувств пытается истолковать тленного человека, высмеивая саму идею вечности.