Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Спасение заключается в освящении человека, что совершается посредством благодати Святаго Духа, сколь бы продолжительным или трудным это освящение ни было. Целью человеческой жизни является стяжание Святаго Духа, потерянного в прародительском падении. Вместо Него человек облекся в кожаные ризы, совлечься которых стремится непрестанно. Освящение — это просвещение Святым Духом. В день Пятидесятницы сошел Всесвятый Дух и излил Божественное просвещение на первых учеников и верующих. С тех пор посредством Церкви и ее таинств верующим непрестанно передается святость и просвещение во всей истине. Для духоносного человека все исполнено света и сияния: и жизнь, и смерть, и радость, и печаль, и вообще смысл всего в настоящей и будущей жизни. Он Духом Святым видит помыслы всех людей. Никто не может его обмануть, потому что он имеет ум Христов.

Во Святом Крещении и Миропомазании человек получает от Святаго Духа закваску святости, которою должны закваситься вся душа и все его тело через исполнение евангельских заповедей. Посредством Божественной Евхаристии всесвятое Тело Господне становится действительно нашим собственным. Посредством этого таинства мы принимаем Тело и Кровь Господни, то есть полноту и всецелое освящение. Сама же святость проявляется как свет, происходящий от той истины, что оживотворяет благовестие Христово как в нашем мире, так и в мире ангельском. Своим Преображением Господь известил нас о нашем собственном преображении и святости, явил тот свет, который станет одеянием верующих, по Его слову: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43).

Преобразившись святостью Всесвятаго Духа, рабы Божий облекаются в одежду нетварного света Божественной благодати, того света, который часто сияет и снаружи, ибо вся наша природа принимает полноту святости. Многие примеры древних и новых отцов Церкви подтверждают это действие Божественного просвещения. Согласно Патерику, такими были авва Памво, авва Силуан и авва Сисой, лица которых сияли подобно солнцу. Но были такие и позже в истории Церкви: святой Симеон Новый Богослов, преподобный Серафим Саровский, а в наши дни — преподобный Силуан Афонский и приснопамятный старец Иосиф Исихаст, а также многие другие, которых ведает один лишь Господь.

От современных нам отцов мы узнали о важности регламента и настоятельно рекомендуем вам распланировать свою жизнь. Где нет порядка, там жизнь становится похожей на автомобиль без тормозов. Планирование было введено Творцом в жизнь разумных существ сразу же по пришествии их в бытие, планирование посредством Божественных заповедей. Чем еще являются заповеди, как не богодухновенной регламентацией, в силу которой жизнь становится плодотворной и ограждается от опасностей. Доколе разумные существа хранили заповеди (регламент), дотоле они были невредимы и здоровы, были вблизи Бога. Но изменив заповеданному, они утратили здравие и отпали от Бога в тление и погибель. Вот трагические примеры: прежде Денница, а ныне сатана, а также наши предки — Адам и Ева, изгнавшие сами себя из жизни, от Бога и Его Царства, достигли со своими потомками долины плача и множества зол!

Что еще лучше может свидетельствовать о значении порядка в нашей жизни? И в войсках, где служит непостоянная и изменчивая молодежь, порядок и правила поддерживают благочиние. И в самих монастырях, в священных обителях столь прекрасное благочиние и гармония основаны на правилах Типикона. Во многих хороших семьях благочиние и порядок порождают гармонию и согласие в жизни. Никто, стало быть, пусть не живет беспорядочно, ибо где неустроенность и неразбериха, оттуда уходит Бог. Как говорит Писание, Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5, 13).

Когда человек живет по-евангельски, это означает, что Бог Слово изливает на него Свой Божественный и нетварный свет. И если он продолжит жить по Божией воле, это означает, что Господь будет постепенно преображать его посредством Своего света, ибо Божество и свет неразделимы. Это и является той причиной, по которой наши святые на иконах изображаются с нимбом. Не бывает святости без света, и света — без святости. Справедливо возглашает Иоанн: И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 5). Поскольку человек отпал от Бога и стал смертным, царство смерти поработило его и бытие его сделалось горестным. Гуманизм, любимая игрушка европейского Запада, взятая на вооружение смертью, есть самое страшное порождение привычки к греху. Поистине, если бы безграничное человеколюбие Бога Слова не поддерживало нас разумным светом Своей благодати, то и те немногочисленные духовно чуткие люди, которые еще есть, потеряли бы рассудок среди ужасов мира. Свет — Христос — пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его (ср.: Ин. 3, 19–20). Известно, что существует некое таинственное отождествление тьмы и диавольского зла. Этим объясняется ненависть тьмы и зла по отношению ко всему светлому и доброму. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны (Ин. 3, 21). Когда Господь наш как Богочеловек посетил нашу природу, которую воспринял безгрешно, Он смилостивился над нами, погруженными во тьму греха и смерти, и нас, изнемогших и отчаявшихся, призвал к Себе. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8, 12). Поистине, ходящий без Христа, ходящий в театре теней, который называется миром, не знает, куда идет (Ин. 12, 35). Чтобы найти и узнать, куда он идет, какой путь ведет из этого мира в мир иной, он должен посредством веры во Христа стать сыном света, сыном Того, Кто есть Свет мира. Об этом Господь наш говорит: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12, 46). Бог есть совершенная святость и абсолютный свет. Посему нет в Нем никакой тьмы (1 Ин. 1, 5). И мы с Ним, если ходим во свете, подобно как Он во свете (ср.: 1 Ин. 1, 7).

Постигнуть Бога со всеми святыми

Чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота (Еф. 3, 18).

С умножением веры во Христа возрастает и наша любовь к Нему. И как безгранична наша вера во Христа, так безгранична и наша любовь к Нему. Кто укоренен и утвержден в любви ко Христу, тот верою возрастает во всех Божественных совершенствах, которые не имеют конца, растет возрастом Божиим (Кол. 2, 19) в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4, 13) и становится живым храмом Пресвятой Троицы.

В подвиге веры и любви человек никогда не остается один, но всегда в общении с от века святыми: со всеми святыми. Иными словами, вера и любовь соединяют человека со всеми сущими в богочеловеческом Теле Христовом, в Церкви. Человек, становясь посредством веры и любви единым телом со Христом, живет с членами Тела полноценной жизнью Церкви. Тот, кто читал жития святых, чувствует и воспринимает всем своим бытием, что только со всеми святыми он может познать Богочеловека Христа и все, что в нем, что вокруг него, что истекает из него, ибо и святые воспринимают свою святость все — от Единого (Евр. 2, 11). Потому святые — наиболее совершенные и известные исповедники Христа, Бога и Спасителя нашего. Они дают нам возможность уже с другой стороны, как бы с небесного берега, рассматривать весь мир земной, и из их житий познавать, Кто и Каков наш Бог, а также кто и каков есть человек.

Богочеловек Христос является всесовершенной полнотой Божества, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Из поколения в поколение продолжается богочеловеческая жизнь Христа в житиях святых, продолжается до скончания века. Все составляют одно Тело — Тело Христово, Церковь, они единотелесники Христовы и друг друга члены. Христиане — это Евангелие Христово, продолжающееся через все века человеческого рода. Жития святых — это священные свидетельства о чудодейственной силе Господа Иисуса Христа. В сущности это, собственно, свидетельство Деяний Апостолов, продолжающееся в веках. И святые являются не кем иным, как верными свидетелями, как и святые Апостолы, которые суть первые свидетели Богочеловека Христа, Христа распятого, воскресшего, вознесшегося, вечно живого. Они — свидетели Евангелия спасения, которое продолжает записываться из рода в род.

Как может быть познан Господь Иисус Христос, Богочеловек, и неизреченное таинство Божественного домостроительства, спасения мира? Только со всеми святыми. И мы лишь в благодатном общении со всеми святыми можем познать это и постепенно приблизиться к этому в зависимости от глубины нашей веры и высоты духовных подвигов. Здесь — Божественная глубина, широта и высота, и это означает, что и первое, и второе, и третье не имеет ни границ, ни конца. Таинством Божественного домостроительства Господь наш в Своем воплощении сошел в преисподние места нашей природы, кроме греха, а в Своем погребении сошел в преисподние места ада! В Своем Воскресении Он превознесся с человеческим естеством превыше всех Небес33 и прославил с Собою всех святых и всех верующих в Него. И Он без конца продолжает их прославлять и возносить посредством святой жизни, Святых Таинств и святых добродетелей. Благодатная жизнь в Церкви вводит нас в богочеловеческое и сверхъестественное познание, вводит ради любви Христовой, которая выражается в богочеловеческом домостроительстве спасения в Его Церкви. Поистине, какой человеческий ум, рассудок или знание может постичь, познать или войти в глубины всесвятого таинства Церкви Спасителя. Таинство это — что иное, как не весь Богочеловек Христос, во всех Своих Божественных и человеческих совершенствах и действительности?

Человек Христовой любви переживает полноту Церкви как нечто свое, ибо со всеми святыми он стал частью Церкви и «сотелесником» Христовым. Потому каждый его член ощущает себя как целое Тело, и это является предназначением Божиим для всех людей, особенно же для христиан: и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Так человек спасается от греха, смерти и диавола. Потому наше спасение — это наше уподобление Христу Спасителю со всеми Его богодарованными силами. Спасение — это двусторонний процесс: освобождение нас от греха, смерти и диавола и исполнение нас Христом и Богом, исполнение нас Спасителем. То есть обе цели достигаются одновременно со входом в нашу душу Господа Иисуса. С одной стороны — наше наполнение Им посредством Священных Таинств и святых добродетелей, а с другой — наше освобождение от греха, смерти и диавола, когда Он уничтожает все эти силы Своим Божеством. Таким образом, спасение — это не только оставление грехов, но и «обожение», что означает исполнение нашего бытия Христом Богом и Спасителем.