Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Так сладостно, тихо и легко человек через Спасителя Христа становится человеком Божиим. Но без Христа как Спасителя мы, люди, достигаем противоположного: наполняем себя грехами и страстями и таким образом незаметно предаем себя диаволу и его пособникам. Вот как мы, люди, становимся «по душе чадами диавола», а он становится «по душе нашим отцом» и царствует на всех престолах человеческого бытия — на престоле ума, сердца, совести и даже самой воли!

Посредством греха и страстей диавол духовным образом воплощается в человеческом существе. Если бы этого не происходило, то тогда Господь наш Иисус Христос не пришел бы через Свое воплощение в наш мир, не стал бы человеком. Бог Слово стал человеком, чтобы изгнать диавола из человека, Самому вселиться в него и царствовать в нем безраздельно. Потому евангельская заповедь ясна, естественна и обязательна: дабы вам исполниться всею полнотою Божиею (Еф. 3, 19). Потому нашим ежедневным помыслом, ежедневной заботой, ежедневным долгом должен быть подвиг. Непрестанно в своей душе и в своем теле будем делать то, что завещает Господь. Будем это исполнять при помощи Божественных сил священных Таинств и святых добродетелей, а прежде всего — молитвою и постом, ибо с их помощью изгоняется диавол и все диавольское и злое. Господь наш объявил, что сей род изгоняется только молитвою и постом (ср.: Мф. 17, 21). Таковым является тот подвиг, который исходит из непрестанного усилия видеть человеческое бытие именно таким, ибо мы к сему призваны чудным Спасителем нашим, чтобы стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь (Еф. 3, 20–21).

Кто не почувствовал Христа и Его силу, тот может счесть все это невозможным. Но для тех, кто ощутил Христа верою и любовью, кто испытал Его силу, для тех это возможно. Человеческая мысль никогда не в состоянии постичь до конца таинство Церкви Христовой и то, что в ней совершается: спасение, обожение, Преображение, Воскресение и Вознесение. Ибо таинство это всегда остается вне всякого сравнения, остается несравненным, непостижимым для нас, христиан, и только просвещением благодатью мы постигаем его. Если все возможно верующему (Мк. 9, 23), то эта вера есть сверхъестественная сторона нашего бытия и через веру действует в нас непостижимая для мира обоживающая благодать нашего человеколюбивого Спаса Христа. Аминь.

Мера всему — человек?

В ограниченном глиняном сосуде, в сосуде человеческом, заключено безгранично чудесное таинство, которое с трудом поддается определению. Посредством него человек, насколько это возможно, постигает находящийся вокруг него материальный мир. В самом деле, люди получают исчерпывающее познание о материальном мире посредством своего духа, который не имеет свойств материи. Человеческий дух не может стать объектом исследования, как то бывает с веществом, и его бытие не может быть воспринято посредством чувств. И несмотря на то, что он неуловим через вещественные образы, он тем не менее является мерой всего видимого. Человек все больше ощущает, что дух и мысль, хотя невидимы, недоступны для осязания, а следовательно, и невещественны, являются более действительными, чем любая другая действительность в мире материи. Всякая же реальность утверждает свою сущность на помыслах духа, хотя сам дух невещественен34.

Пробужденный для познания и ведомый действиями своего невещественного духа к таинствам естественного мира, человек постигает все более и более, что его дух — это самая великая и непосредственная ценность, а вместе и величайшее его достоинство. Человек ощущает непобедимую истину слов нашего Спасителя о человеческой душе, как о величайшей реальности и высшей ценности в этом видимом мире: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16, 26). Каков вывод? В видимом мире нет ничего равного по достоинству человеческой душе, ничего, что могло бы послужить выкупом за нее. Значит, душа дороже всех вместе взятых миров.

Воистину, человек всю свою видимую жизнь, жизнь во времени и пространстве, утверждает на невидимом, то есть на своем духе. Человеческий дух — это чудодейственный механизм, в котором впечатления от чувств непостижимым образом преобразуются в мысли. Любой серьезный исследователь этого мира, с какой бы стороны ни приблизился к вещественной и духовной действительности, ощущает присутствие этого безграничного таинства. Правильная ориентация в этом загадочном мире зависит от духа, благодаря которому человек и выбирает свои ориентиры.

Дух человека непрестанно желает безграничного, беспредельного, вечности, полноты жизни и всеми средствами стремится к одному: победить временное, ограниченное, приобщиться к вечному. Очевидно, что все культуры и занятия людей с самого начала истории сосредоточивались вокруг одного громадного усилия — победить смерть и тление, достичь бессмертия и вечной жизни.

Но что подталкивает человеческий дух к постижению безграничного? Если стремление к бесконечному — это плод внешнего влияния, особенно у слабых людей, то каким образом мы находим его у выдающихся философов? К тому же у них такое желание обнаруживается в большей степени. Все это свидетельствует о том, что стремление к бесконечности и вечной жизни заложено в природе человека, что оно является показателем его бессмертия.

Дух человека посредством своего знания, чувства и воли желает быть бесконечным, бессмертным и вечным. Эта жажда бесконечного, жажда бессмертия очень стара. Она находила свое выражение в многочисленных религиях, философиях и науках. Очевидно также и то, что это стремление к бесконечному не могло быть навязано человеку извне, потому что все, окружающее человека, является ограниченным и конечным, и следовательно, непричастным к вечной жизни и бесконечности. Стремление человека к бесконечности и бессмертию заложено в самой природе человеческого духа.

Человек полностью охвачен этим стремлением, потому что создан по образу и подобию Божию. Заложенное в духе человека богоподобие подталкивает его простираться к бесконечности Божией, тосковать по ней.

Для души, созданной по образу Божию, естественно любить Бога и стремиться к Нему как к своему Первообразу. Если мы положимся на опыт всего человеческого рода и рассмотрим человека в целом, то откроем, что стремление к бессмертию составляет главнейший элемент в основе человека, присущий ему онтологически. Как мы уже сказали, Всеблагий Бог, сотворив человека по Своему образу, вложил в человеческую природу стремление к Божеству со всеми присущими Ему проявлениями. Именно здесь—цель его безграничного стремления и источник его ностальгии, ибо человек не может по-настоящему удовлетвориться ничем, кроме Бога. Возвещая божественное совершенство как главную цель человеческого существования в этом мире, Господь наш Иисус Христос сказал: Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48).

Богоподобие нашей природы имеет как онтологический, так и телеологический смысл. Онтологический смысл заключается в том, что богоподобие, заложенное в основе человеческой природы, является уже данным; тогда как телеологический — в том, что целью жизни человека определен Бог со всеми Своими Божественными совершенствами. Богопо-добие, стало быть, составляет суть человеческого существа. В бытии человека Бог является первым, а человек — вторым. Вообще, человек — это потенциально богочеловеческое существо, которое, руководствуясь своим богоподобием, должно уподобиться своему Творцу и таким образом стать действительно богочеловеческим существом, в котором некоторым совершенным образом человек будет объединяться со своим началом — Богом и будет жить в Его Божественном и безграничном совершенстве.