Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Но вместо того, чтобы боговидностью своей души напитывать всю свою жизнь, человек отступил от всего Божественного и без Бога приступил к таинствам, лучше же сказать к прелести, к обману этого мира. Тогда он повстречал в своей жизни непроходимые пропасти, трещины и разрывы.

Падение человека состоит в его восстании против богоподобной организации своего бытия. Человек оставил Бога и Божественное и сам себя заключил в одном лишь веществе, в нагом и хрупком человеке. Своим первым восстанием против Бога человек добился того, что частично изгнал Бога из своей совести, из своей воли, и остался в своей нагой человеческой природе, в так называемой «перстности», то есть гуманизме в буквальном смысле слова! Этот гуманизм и является именно тем всеобщим злом, основным и первоначальным человеческим злом. Но безграничное Божие человеколюбие не оставило Своего творения — человека. Оно не позволило ему полностью изгладить в себе черты богоподобия, свойства Духа Божия. Но остались они для того, чтобы существовать и в гуманистическом заблуждении под видом ностальгии о безграничном прогрессе, о безграничном знании, о безграничном совершенстве, о безграничном бытии, принадлежащем ему. Сознательно или нет, но всей своей гуманистической борьбой человек склоняется к тому, чтобы возвращать себе утерянные боговидные свойства. Отчасти он добивается этого настолько, насколько это необходимо для того, чтобы ощутить, что посредством лишь своей человеческой природы, без помощи природы Божией, дух его никогда не сможет этого достигнуть. В конечном итоге человек в глубочайшей своей гуманистической ностальгии с сильным воплем взывает к Богочеловеку.

Явление Богочеловека Христа в нашем мире было и естественным, и логичным, и необходимым. Лишь человеколюбивый Богочеловек может совершенно освободить от бед человеческий дух, дух, который стал недужным и безбожным. Важнейшие онтологические запросы и нужды человеческого бытия навсегда были удовлетворены в лице Богочеловека Христа. На все запросы и нужды человеческого духа, касающиеся горнего мира, Богочеловек отвечает как Бог, но по-человечески. А на те запросы и нужды человеческого духа, которые относятся к человеку и окружающему его миру, Он отвечает как Человек, но по-божески.

Все богочеловеческие свойства, существующие в природе человека, которые были подчинены тирании богоборческого гуманизма, освобождаются и становятся способными действовать во всей своей полноте. Человек, ведомый Богочеловеком, достигает полного совершенства и сам является совершеннейшим синтезом Божественного и человеческого, духовного и материального, настоящего и будущего.

Явление Богочеловека Спаса Христа не является чем-то неожиданным для нашей природы ни онтологически, ни психологически, ни исторически. Напротив, это явление удовлетворяет основные устремления и существеннейшие нужды нашей природы, жажду и стремление к Божественному совершенству и вечной жизни. Господь, показывая, насколько Он необходим для человека, сказал, что только Он — единое на потребу (ср.: Лк. 10, 42), ибо Он самым совершенным, естественным, разумным и действенным образом разрешил проблемы человека. Он явил нам Бога, Который есть совершенная Истина, Благость, Справедливость, Любовь, Премудрость. Одновременно Он явил и безгрешного человека в его бессмертии и совершенстве. Таким образом, в Его лике мы увидели совершенного Бога и совершенного человека.

Господь наш Иисус Христос, как Богочеловек, был и есть совершенный человек, то есть человек без греха и страстей, без зла. Будучи таковым, Он бесстрашно мог вопрошать Своих злейших врагов: Кто из вас обличит Меня в грехе35? (ср.: Ин. 8, 46). И действительно, никто из них не мог указать ни на один Его грех.

Через воплощение Бога Слова в немощную человеческую природу вошла всесовершенная Божественная премудрость, всесовершенная Божественная разумность, всесовершенный Божественный ум. Слово стало плотию (Ин. 1, 14): это означает, что все трансцендентные Божественные достоинства вошли и внутренне соединились с человеческой природой, потому что родственны природе боговидной человеческой души. Все эти Божественные достоинства, воплотившиеся в человеке, приходят в совершенное единение с безмерной и превосходящей все ценностью — Богочеловеком Христом, и посему Богочеловек — это первая, величайшая, главнейшая и последняя ценность в богочеловеческом мире. В Нем самым естественным образом образовалось и сохранилось равновесие между Божественным и человеческим. В Нем в то же время была сохранена автономия и человеческого, и Божественного.

В богочеловеческом лице Господа нашего было осуществлено наиболее полное единство жизни здешней и жизни тамошней, ведения здешнего и ведения горнего, так же как и единство человеческого чувства и Божественного. Это означает, что и жизнь человека, и его мысль, и чувство перебросили мостик через бездну, зияющую между Богом и человеком, между настоящим миром и миром вечным. Он ясно ощущает в себе и постигает, что в нем осуществлен переход от смертного к бессмертному, от временного — к вечному, что смертное поглощено было жизнью (2 Кор. 5, 4). И хотя, живя во Христе, человек погружается в бездонные глубины и достигает необозримых высот, он не теряет ни своей человеческой сущности, ни своей личности, ни своего характера, но преобразуется в обоженного человека. Ни человек ни в чем не ущемлен по сравнению с Богом, ни Бог — по сравнению с человеком. Однако всем своим величием, возвышением и славой человек обязан Богочеловеку Христу.

Несмотря на то, что проблема добра и зла является наиболее мучительной и трудной для человеческой жизни и совести, она весьма успешно была разрешена в лице Богочеловека Христа. И произошло это не в теоретическом рассуждении, но осуществилось реально в богочеловечестве. Господь наш во всей своей жизни явился воплощением и вочеловечением бесконечного, сверхсовершенного, абсолютного блага. О Нем справедливо было сказано, что Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Как единый безгрешный и всесильный Господь наш Иисус Христос дал Божественные энергии Своей благодати нашей природе, дабы и она могла возрасти до совершенства в Божественном благе и одержать совершенную победу над грехом и злом.

На протяжении всей истории человек неутомимо искал истину, на которую опираются, благодаря которой существуют все миры. Человек пытался разрешить эту проблему мифологически, философски, теистически, духовно и материально. Он не разрешил этой проблемы, потому что пытался это сделать, руководствуясь представлениями автономного и безбожного человеческого разума. Только в чудном Лице Богочеловека Христа открылась вся вечная истина, вся без какого-либо недостатка. И потому из Его уст вышло наиболее смелое заявление, которое когда-либо могло сделать человеческое существо: Я есмь истина (ср.: Ин. 14, 6). Это означает именно то, что только Богочеловек Христос есть настоящая истина как личность во всей Своей Богочеловеческой действительности и полноте. Ценностью, превосходящей все ценности всего мира, Христа соделывает то, что Он положил окончательное решение проблеме жизни и смерти, показав в Своем богочеловеческом Лице воплотившееся бессмертие и вечную жизнь. Он явил это через Свое Воскресение из мертвых и Вознесение к вечной жизни Божества. Своим Воскресением Он навсегда обеспечил нашей природе победу над смертью, а Своим Вознесением — бессмертие в вечности Трисолнечного Божества. Он, и только Он, имеет право сказать о Самом Себе: Я есмь воскресение и жизнь (Ин. 11, 25).

В Богочеловеке Христе и в Его свете у человека впервые отверзлись очи, и он увидел свет и постиг истинный смысл существования мира. Справедливо Господь сказал нам: Я — свет миру (ср.: Ин. 8, 12). В Богочеловеке Слове произошло выздоровление и обновление твари, которая стала недуговать и превратилась в хаос по причине присутствия и действия греха и зла. Поскольку Христос как Богочеловеческая Личность является высшей ценностью, Он вместе с тем есть и высший критерий всех подлинных ценностей. История нашей планеты не знает лучшего Бога, чем Христос, да и лучшего, чем Он, человека. Богочеловек явил одновременно и в полноте как Бога, так и человека. Посему не существует ни Бога без Богочеловека, ни человека без Богочеловека. В христианстве истина не является ни философским понятием, ни теорией, ни учением, ни системой учений — но живой богочеловеческой Ипостасью, историческим Иисусом Христом. Во Христе как в воплотившемся Слове вечная истина входит в мир. Потому в святом Евангелии сказано: истина произошла чрез Иисуса Христа (ср.: Ин. 1, 17). Если нас спросить о том, что есть подлинная и истинная жизнь, а что — лишь ее часть, то мы тотчас дадим ответ: [истинная жизнь — это] Личность Богочеловека Иисуса Христа. Личность, а не учение, отделенное от Его чудодейственной и животворящей Личности. В Нем жизнь обретает свой смысл, свою Божественную вечность. Как вечный Бог Слово, Он есть жизнь, поэтому только в Нем существует истинная жизнь, а там, где Он отсутствует, жизнь превращается в смерть.

Благодаря Своей всесовершенной личности безгрешный Богочеловек является для нашего рода единственно верным критерием жизни и святости, праведности и истины, премудрости и света. Он — Церковь во всей своей богочеловеческой полноте. Церковь является Самим Богочеловеком, простершимся на все века. Се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). Через Него тело Церкви растет возрастом Божиим (Кол. 2, 19) в меру полного богочеловеческого возраста (см.: Еф. 4, 13), ибо Им создано все (Кол. 1, 16). Силою Своей благодати Он таинственно ведет все члены Церкви к богочелове-честву, потому что это является главной целью и смыслом ее существования.

В богочеловеческом организме Церкви каждый верующий является живой клеткой и существует благодаря животворной Богочеловеческой силе Христовой. Христос как Богомужняя Личность неповторим, но как Богочеловеческая сила и жизнь Он непрестанно повторяется в каждом христианине, потому что каждый из нас является органическим членом Его Тела — Церкви. Живое и неизменное основание историчности Церкви именно в том, что Слово стало плотию (Ин. 1, 14).

Церковь всецело утверждена на исторической действительности Евангелия: Слово стало плотию. Это фундаментальная истина Церкви, ее основание. Потому Церковь по всему и во всем есть прежде всего богочеловеческий организм и лишь потом богочеловеческая институция. Исповедуя Богочеловека, Церковь исповедует и подлинного, истинного, цельного, боговидного человека, потому что вне Богочеловека нет истинного человека.