Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Через возглавление всего в Церкви тварь достигает своей Божественной и вечной цели, ибо Церковь — это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (ср.: Еф. 1, 23). Евангелие, это всесвятое таинство Троичного и Триипостасного Бога, открывает весь смысл Неба и земли, всего существующего на Небе, на земле и всех творений, составляющих Вселенную. Для познания Христа — одного из Лиц Святой Троицы — совершенно необходима помощь двух других — Бога Отца и Бога Святаго Духа.

Все святые Таинства Церкви вместе со святыми добродетелями, посредством которых мы сподобляемся всех Божественных обетований, совершаются Отцом через Сына во Святом Духе. Спасение — это жизнь во Христе и через Него. Это постоянный подвиг, благодаря которому человек проживает в Духе Святом всю жизнь Спасителя как свою собственную при помощи остальных освящающих средств, проживает ее от своего духовного рождения до вознесения, ибо хотя мы и на земле, наше жительство — на небесах (Флп. 3, 20). Несмотря на то, что живем мы среди людей, жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (ср.: Кол. 3, 3) и мы помышляем о горнем, а не о земном (ср.: Кол. 3, 2). Во время своего творения мы были сотворены Богом Отцом через Сына во Святом Духе, нам была дана боговидная, имеющая образ Троицы душа60, причастная Божественных свойств. Через Богочеловека Христа мы входим в кровное родство с Богом. Поэтому Новый Завет — это Завет в крови Богочеловека Христа. Это Завет не в слове или в учении, в законе или в заповеди и не в чем-либо ином, но в Божественной и человеческой крови, которая и является источником всех животворящих и чудотворных сил, соделывающих домостроительство спасения.

Домостроительством спасения Богочеловек открыл нам путь прихода к Троическому Божеству. В Его богомужном домостроительстве спасение соделывается Отцом через Сына во Святом Духе. Это является высшим законом в Церкви, высшим законом в ее жизни и в жизни каждого ее члена. Для человеческого знания величайшим таинством является таинство Богочеловека Христа. Это не может познать никакой человеческий ум, не исключая ума и богодухновенного Павла. Потому он и говорит: мне чрез откровение возвещена тайна (Еф. 3, 3). И Павел становится благовестником61 этого таинства. Поэтому он сам побуждает христиан Ефеса читать его благовествование: вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой (Еф. 3, 4),— в которую он был посвящен чрезвычайными видениями и откровениями Господними, дабы открыть62 всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф. 3, 9), дабы показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол. 1, 27), дабы возвещать тайну Христову (Кол. 4, 3).

В Церкви Ангелы живут вместе с людьми, ибо для всех в силе одно и то же Евангелие, та же жизнь, Сам Бог и Господь Иисус Христос и с Ним безначальный Отец и животворящий Дух, вся Пресвятая и Животворящая Троица. Когда Апостол заповедует нам, людям: исполнитесь всею полнотою Божиею (ср.: Еф. 3, 19), он требует не чего-то невозможного, потому что среди нас находится Богочеловек, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Он подает нам все необходимое для достижения этой цели посредством Его Церкви. Все мы возрастаем вместе и соборно со всеми святыми, но не отдельно от святых Апостолов, пророков, евангелистов и прочих верных. Все мы при помощи каждого, а также при помощи всех, таинственно и свято, духовно вбирая в себя друг друга63, истинною любовью все возращаем64 в Того, Который есть глава Христос (ср.: Еф. 4, 15).

Сверхъестественные, непостижимые и поистине бесчисленные блага, даруемые нам богочеловеческим домостроительством нашего Спасителя, остаются недоступными для человеческой мысли. Наши немощные молитвы ни в какой степени не могут сравниться с величием даров, превосходящих естество и помышление, даров, которые привнесены в наше бытие свыше. Значит, мы живем благодаря превосходящей и мысль, и молитву милости всемилостивого и Всеблагого Господа, Который энергиями Своей Божественной благодати таинственно действует в нас (ср.: Еф. 3, 20), соделывая наше спасение.

Мысль человека никогда не сможет постигнуть в полноте священного таинства Церкви Христовой, этой чудной мастерской, в которой люди обоживаются, преображаются, воскресают и возносятся на Небо, где и есть наше жительство. Все, даруемое верным боголепной благодатью Господней, навсегда пребудет невыразимым для человеческого ума. Одна только мера и часть, которая может быть постигнута,— это вера, единственный путеводитель в этих сверхъестественных таинствах. Вера является образом нашего бытия в Церкви, образом бытия, превосходящим мысль. Через нее действует в нас благодать нашего человеколюбивого Господа, превосходящая помышление. Эта вечно освящающая и обоживающая сила, истекающая от Него всецело через таинства Святаго Духа, ведет с нами и тех, кто во всех поколениях уверует в Него, в жизнь вечную (ср.: 1 Тим. 1, 16).

Церковный организм наиболее многосоставен из всего того, что знает человеческий дух. Организм этот — богочеловеческий, и все сокровенное в нем — и Божеское, и человеческое — составляет единую целокупность. Только премудрый и всесильный Бог и Человек смог соединить и совокупить их в одно тело, в Свое Тело, главою которого Он Сам является. Евангельская деятельность каждого члена Церкви, несмотря на то, что кажется сугубо специфической и личной, всегда соборна и всеобща, под каким бы углом ее ни рассматривать. Дело каждого верующего, дело его как члена Церкви, всегда и личностно, и соборно, даже когда кажется, что он действует лишь ради самого себя. Подвиг одного пустынника имеет всецерковное значение. Таково устроение богочеловеческого организма Церкви, которой руководит и которую наставляет Сам Христос.

Послесловие

Закончив, по благодати Христовой, этот малый труд, мы со страхом Божиим и верою исповедуем, что не добавили в него ничего своего, ибо невозможно было нам, смиренным, приступить к глубинам и широтам описанного здесь видения. Всем мы обязаны высокопреподобному отцу современного Православия приснопамятному архимандриту Иустину (Поповичу), осветившему в наши дни небосвод Церкви.

Его ум, погружавшийся в глубины богословия, его сердце, жаждавшее Христа, источали чудесные писания, часть из которых нам посчастливилось узнать. По этим сладчайшим плодам мы познали древо. Глубочайшие мысли его богословского изложения, ширь и высота его Христологии, непостижимые прикосновения к Божественному домостроительству и подробнейшее рассмотрение дела спасения верных увлекают даже самого равнодушного человека. Смысл Православия — как точно называют его наши отцы Православием — особенно хорошо начертан в словах этого великого отца. Уклонения, в которых блуждают сегодня западные народы, исследуются подробно, что весьма важно и необходимо для нашего времени, для окружающих нас обстоятельств. Вся святоотеческая терминология догмата и предания, деяния и созерцания обобщается в трудах этого великого светильника. Мы же, ничтожные, собрали то, что было в наших силах, и со страхом Божиим и смущением предложили тем, кто желает получить пользу. Молитвы же нашего великого отца и других преподобных отцев да просветят нас и приведут ко спасению.

1 Ср.: Гал. 1, 4. Подстрочные примечания, авторство которых не указано, принадлежат переводчику и издателям.