Православие и современность. Электронная библиотека-Старец Иосиф Ватопедский. -ОТ СМЕРТИ К ЖИЗНИ-Перевод с новогреческого-©

Богочеловеческие свойства

Ибо мы соработники у Бога (1 Кор. 3, 9). Идеал истинного и совершенного человека был явлен в лице Богочеловека Христа. В Церкви верующие становятся одним телом с Богочеловеком Христом. Они духовно рождаются с Ним и в Нем преображаются, сораспинаются, совоскресают, приобщаются Его Вознесению и живут с Ним вечно. В этом богочеловеческом общении и состоит спасение и освящение человека.

Это является целью творения человеческого рода. В этом общении заключалась райская жизнь первых людей. Падение произошло тогда, когда мы прервали это общение и по своей воле начали творить грех, стали соработниками диавола. От этой гибели ничто не могло ни исцелить, ни удержать, разве только явление Бога Слова, понесшего нашу природу, чтобы вернуть прежнее состояние и равновесие — общение с Богом. Посредством Своего Тела — Церкви — Богочеловек Господь стал и остался краеугольным камнем всей Вселенской Церкви. Все, что Богочеловек Христос приносит людям, становится их достоянием посредством Святаго Духа, Который есть душа Церкви, Который соделывает спасение каждого ее члена. Вне Святаго Духа, без Него ничто из Божественных даров не может стать нашим. Как в Пресвятой Деве Христос воплотился от Святаго Духа, так и в верующих Он духовно воплощается посредством Святаго Духа56. Посредством благодати Святаго Духа совершается уподобление человека Христу, то есть его спасение, освящение, обожение и вся полнота Божественных обетований.

После Своего Вознесения на Небо Господь наш послал в мир Святый Дух, Который пребывает в теле Церкви как душа, как ум, как сознание, как ее жизнь. Сей Утешитель, Всесвятый Дух, является главным свидетелем об Иисусе — воплотившемся Боге Слове. Утешитель — это Тот, Кто домостроительствует, Кто совершает среди верных богочеловеческое дело Спасителя. Им Церковь живет, действует и существует. «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется троическим единством священнотайне»57. Святый Дух создает троичное начало в каждом члене Церкви; он спасает, освящает, вразумляет, обоживает человека и осуществляет божественное его предназначение. На лестнице спасения с начала и до конца Святый Дух подает благодать в необходимой мере и руководствует каждого члена Церкви. По сути христианство — это плод58 Святаго Духа.

Святый Дух, как Бог, Единосущный Отцу и Сыну, бесконечен и безграничен. То же самое можно сказать и о всех Его дарах. Дары эти различны, но Святый Дух объединяет их в Божественном единстве так, чтобы объединять и тех, кто обладает ими. Дары Святаго Духа, будучи различными, существуют в едином теле Церкви. Все они служат одной цели, берущей начало из одного источника. По этой причине духовные люди ощущают между собою органическую связь в благодатном вечном единстве, несмотря на то что, рассматриваемые по отдельности, они как личности совершенно различны. Всесвятый Дух Своей Божественной силой объединяет всех верующих в одно тело — Церковь, архитектором и строителем которой Он является. Святым Духом создано и непрестанно создается святое, богочеловеческое и вселенское тело Церкви, которое всегда едино и неделимо, где каждый человек любой расы и национальности, раб и свободный, богатый и бедный, образованный и невежда становится новым человеком во Христе.

Жизнь христианина—это непрестанный подвиг претворения во Христа, в Богочеловека. Это означает, что Сам Христос находится в христианине полнотою Своей богомужной ипостаси, дабы он жил уже не как человек, но как причастник жизни Христовой, чтобы он стал по душе весь христоподобным, чтобы образ Христов отражался во всем его бытии. Кто-нибудь спросит: как изображается в нас Христос? Через святые таинства и святые добродетели, преображающие человека. Преображение начинается со Святого Крещения. Оно, подобно естественному зачатию эмбриона во чреве, живописует образ Христа в верующем. Впоследствии при ведении добродетельной жизни во Христе, при соблюдении Божественных заповедей этот образ дополняется и совершенствуется. Этот процесс продолжается всю нашу жизнь, доколе не изобразится в нас Христос (ср.: Гал. 4, 19).

Воистину Христос, и никто иной; даже наше собственное «я» не должно изображаться в нас. Без образа Христа в человеке человек становится чудовищем, чем-то ужасным и нечеловеческим! В одном из своих посланий божественный Павел говорит, что предвечный совет Троичного Бога — это возглавление59 во Христе, вохристовление всех, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 10).

Через возглавление всего в Церкви тварь достигает своей Божественной и вечной цели, ибо Церковь — это тело Христово, полнота Наполняющего все во всем (ср.: Еф. 1, 23). Евангелие, это всесвятое таинство Троичного и Триипостасного Бога, открывает весь смысл Неба и земли, всего существующего на Небе, на земле и всех творений, составляющих Вселенную. Для познания Христа — одного из Лиц Святой Троицы — совершенно необходима помощь двух других — Бога Отца и Бога Святаго Духа.

Все святые Таинства Церкви вместе со святыми добродетелями, посредством которых мы сподобляемся всех Божественных обетований, совершаются Отцом через Сына во Святом Духе. Спасение — это жизнь во Христе и через Него. Это постоянный подвиг, благодаря которому человек проживает в Духе Святом всю жизнь Спасителя как свою собственную при помощи остальных освящающих средств, проживает ее от своего духовного рождения до вознесения, ибо хотя мы и на земле, наше жительство — на небесах (Флп. 3, 20). Несмотря на то, что живем мы среди людей, жизнь наша сокрыта со Христом в Боге (ср.: Кол. 3, 3) и мы помышляем о горнем, а не о земном (ср.: Кол. 3, 2). Во время своего творения мы были сотворены Богом Отцом через Сына во Святом Духе, нам была дана боговидная, имеющая образ Троицы душа60, причастная Божественных свойств. Через Богочеловека Христа мы входим в кровное родство с Богом. Поэтому Новый Завет — это Завет в крови Богочеловека Христа. Это Завет не в слове или в учении, в законе или в заповеди и не в чем-либо ином, но в Божественной и человеческой крови, которая и является источником всех животворящих и чудотворных сил, соделывающих домостроительство спасения.

Домостроительством спасения Богочеловек открыл нам путь прихода к Троическому Божеству. В Его богомужном домостроительстве спасение соделывается Отцом через Сына во Святом Духе. Это является высшим законом в Церкви, высшим законом в ее жизни и в жизни каждого ее члена. Для человеческого знания величайшим таинством является таинство Богочеловека Христа. Это не может познать никакой человеческий ум, не исключая ума и богодухновенного Павла. Потому он и говорит: мне чрез откровение возвещена тайна (Еф. 3, 3). И Павел становится благовестником61 этого таинства. Поэтому он сам побуждает христиан Ефеса читать его благовествование: вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой (Еф. 3, 4),— в которую он был посвящен чрезвычайными видениями и откровениями Господними, дабы открыть62 всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге (Еф. 3, 9), дабы показать, какое богатство славы в тайне сей (Кол. 1, 27), дабы возвещать тайну Христову (Кол. 4, 3).

В Церкви Ангелы живут вместе с людьми, ибо для всех в силе одно и то же Евангелие, та же жизнь, Сам Бог и Господь Иисус Христос и с Ним безначальный Отец и животворящий Дух, вся Пресвятая и Животворящая Троица. Когда Апостол заповедует нам, людям: исполнитесь всею полнотою Божиею (ср.: Еф. 3, 19), он требует не чего-то невозможного, потому что среди нас находится Богочеловек, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9). Он подает нам все необходимое для достижения этой цели посредством Его Церкви. Все мы возрастаем вместе и соборно со всеми святыми, но не отдельно от святых Апостолов, пророков, евангелистов и прочих верных. Все мы при помощи каждого, а также при помощи всех, таинственно и свято, духовно вбирая в себя друг друга63, истинною любовью все возращаем64 в Того, Который есть глава Христос (ср.: Еф. 4, 15).

Сверхъестественные, непостижимые и поистине бесчисленные блага, даруемые нам богочеловеческим домостроительством нашего Спасителя, остаются недоступными для человеческой мысли. Наши немощные молитвы ни в какой степени не могут сравниться с величием даров, превосходящих естество и помышление, даров, которые привнесены в наше бытие свыше. Значит, мы живем благодаря превосходящей и мысль, и молитву милости всемилостивого и Всеблагого Господа, Который энергиями Своей Божественной благодати таинственно действует в нас (ср.: Еф. 3, 20), соделывая наше спасение.

Мысль человека никогда не сможет постигнуть в полноте священного таинства Церкви Христовой, этой чудной мастерской, в которой люди обоживаются, преображаются, воскресают и возносятся на Небо, где и есть наше жительство. Все, даруемое верным боголепной благодатью Господней, навсегда пребудет невыразимым для человеческого ума. Одна только мера и часть, которая может быть постигнута,— это вера, единственный путеводитель в этих сверхъестественных таинствах. Вера является образом нашего бытия в Церкви, образом бытия, превосходящим мысль. Через нее действует в нас благодать нашего человеколюбивого Господа, превосходящая помышление. Эта вечно освящающая и обоживающая сила, истекающая от Него всецело через таинства Святаго Духа, ведет с нами и тех, кто во всех поколениях уверует в Него, в жизнь вечную (ср.: 1 Тим. 1, 16).

Церковный организм наиболее многосоставен из всего того, что знает человеческий дух. Организм этот — богочеловеческий, и все сокровенное в нем — и Божеское, и человеческое — составляет единую целокупность. Только премудрый и всесильный Бог и Человек смог соединить и совокупить их в одно тело, в Свое Тело, главою которого Он Сам является. Евангельская деятельность каждого члена Церкви, несмотря на то, что кажется сугубо специфической и личной, всегда соборна и всеобща, под каким бы углом ее ни рассматривать. Дело каждого верующего, дело его как члена Церкви, всегда и личностно, и соборно, даже когда кажется, что он действует лишь ради самого себя. Подвиг одного пустынника имеет всецерковное значение. Таково устроение богочеловеческого организма Церкви, которой руководит и которую наставляет Сам Христос.