Старец-утешитель

Старец-утешитель

Публикуется по материалам, взятых из номеров альманаха "Духовный собеседник" 4(40) • 2004 г.и 1(41) • 2005 г. http://www.sobesednik.orthodoxy.ru/

ru Your Name FictionBook Editor Release 2.6 12 July 2012 28BECC73-D62E-4941-B115-388776006F30 1.0

1.0 — создание файла

Благодаря чудом сохранившейся рукописи мы имеем редкую возможность почувствовать великую преображающую силу оптинского старчества. Более ста лет в личных архивах хранились эти сокровенные и глубокие свидетельства духовного облика преп. Амвросия, его опыта душепопечения и духовничества.

Вопреки своей отрывочности и некоторой хаотичности, записки представляют целостный и как бы непрерывный (растянутый на многие годы и достигающий нашего времени) исповедальный разговор. В нем участвуют и те, кто непосредственно каялся старцу, и те, кто впоследствии читал и перечитывал эти воспоминания и письма. И сегодня, когда "оскуде преподобный", мы особенно нуждаемся в истинном старческом окормлении, отеческой мудрости и утешении.

Несмотря на обилие литературы о преп. Амвросии Оптинском, данная публикация занимает исключительное место. Неповторимый, вмещавший библейские речения и простонародные выражения язык старца; особенности пастырской практики, включавшей нарочитые обличения, ласковые увещания и ободрения, всеобъемлющую и всепрощающую любовь к пасомым, непоколебимую веру в благой Промысл Божий, — все это и многое другое в совокупности навеки соединилось в дорогом и бесконечно близком образе старца-утешителя, "душевного доктора", как называл себя сам преподобный.

Ныне русская душа как никогда нуждается в покаянии и святом спасительном врачевании. Слыша наши прошения и вопли, старец Амвросий вновь приходит к нам на помощь.

священник Михаил Мальцев

Воспоминания монахинь об исповеди у старца преподобного Амвросия Оптинского

Эти воспоминания получены от Лидии Евгеньевны Межековой (монахини Анфусы) и, видимо, нигде не были изданы. Владыка Иоанн (Снычев) сказал, что о них не знает. Мы [С. С. и Н. С. Самуиловы] поняли так, что он сомневается в истинности воспоминаний. Тогда мы запросили у Лидии Евгеньевны, как они к ней попали. Она ответила вот что: "…когда я жила в Коз[ельске] у м[атушки] Амвросии [Оберучевой], я увидела у нее мешочек с записочками, там были просто отрывки бумаги... когда матушки приходили от б[атюшки] Ам[вросия] после исповеди, они по свежей памяти записывали исповедь. Я, конечно, просила м. Амвр[осию] дать мне переписать, а переписывая, ничего не изменяла, ничего не добавляла сама и ничего не уничтожала. А в общем получилась целая книга. Глаф[ире] Орест[овне], по-моему, отдельно писал б. Ам[вросий], ее исповеди здесь нет. Вот все, что я могу написать про исповедь у б. Амвр[осия]. А сколько там полезного и нужного для всех. <…> Гр[ешная] Л[идия]".

Только Лидия Евгеньевна все-таки ошибается: есть в "Воспоминаниях… об исповеди…" и о Глафире.