Ты пишешь: «как грехи грехами могут быть очищены?» — в борении со страстями иногда побеждаем, а иногда побеждаемся, а покаянием врачуемся и всегда оных болезнуем.

Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, которого мы с тобою еще не достигли и от которого далеко отстоим. Даже при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси их помилования молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не была виновата, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.

Почитывай у аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника степень четвертую о послушании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне себя истязаемым во 100 литрах долга, после чего, проведя в общежитии некоторое время в терпении, оскорблении и укорении, увидел во сне, что заплачено только 10 литер, тогда он более отдал себя на терпение и увидел совершенное оставление долга, — так как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений: ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь — гордость — приложением сих пластырей с Божиею помощию. Там и еще есть много полезного к твоему устроению также и в других степенях о безгневии и кротости, о смирении и прочих. Находя себя против оных недостаточною, заменяй эту недостаточность всегдашним самоукорением и, коликие бы не восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу — Спаситель придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира: прежде подобает много потерпеть. Ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою.

Господь да вразумит тебя и подкрепит во всех твоих бранях.

Молись и за меня, убогого и усердного твоего сомолитвенника.

16 марта 1829 года.

Старайся хранить свои чувства, особенно зрение.

При скорбях надо молиться за творящих вам напасть (Ср. Мф., V, 44).

(Приписка старца Льва)

Прошу и молю по возможности ваших сил стараться выполнить писанные советы и наставления батюшки духовника о. Макария. Также и я, грешный, повторяю: старайся хранить свои чувства, а особливо зрение и продолжай свое безропотно терпение со благодарением при находящих неприятностях. Когда с помощью Божиею будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей «молиться, по заповеди Господней, за творящих вам напасть» (Мф., V, 44), — тогда явственно ощутить в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов, любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим.

16 марта 1829 года.

141. Чаще открывай свои помыслы и духовные чувства. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., V, 44). Совет о поездке в св. обитель

Вы пишите и напоминаете мои уверительные обещания о вашем попечении и вашем положении, пристройстве к назиданию душевному жительствованию. Касающееся до моего в письме означении, то воистину писано во утешение ваше! О теперешнем же вашем телесном положении: матушка Ангелина, как сама из немощнейших и, по–видимому, келейная Анисья во всем верх берет и на своем поставляет, что только захочет, — пусть, Господь с ними, вы перейдите к матушке Варваре и с помощью Всевышняго Создателя нашего и Искупителя жительство продолжайте, почаще открывайте свои помыслы и внутренние действия в чувствах, мало–помалу объясняемые ваши язвы не предуспеют на горшие, но исцелеют благодатию Господа нашего Иисуса Христа, и я, непотребнейший, матушке сей же почтой пишу, дабы она приняла вас к себе в сожительство! И батюшка Макарий ей тоже благословит вас взять, о чем остаюсь благонадежен о вашем положении и надеюсь, что вам теперь после толиких попустившихся скорбях Господь дарует отдохновение! А о матушке не беспокойтесь, она и от прочих довольно страдала и от вас, но Премилосердый Господь от Своего милосердия, хотя и попускает ей от всех скорби, но и подает ей терпение и тем предуспевает в здравый разум и к совершенному рассуждению! Поелику писано есть в 33–м псалме: «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь» (Пс., XXXIII,20).

А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть, с Божиею помощию и за молитвы отец наших и матерей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней. Св. апостолу Петру — и тому было попущено впасть в малодушие и отречься от Иисуса Христа.