26 марта 1839 года.

163. Если не принимают в монастырь — проси Господа: Он силен помочь.

Писания твои от 8 и от 15 марта вместе с Дарьиным писанием получили. Она просила с первою почтою ответа, что ей делать. Игумения ее не принимает в обитель — что делать, когда ей Господь не возвещает.

Скажи ей, что мы никакой воли не имеем в этом, а писать к ней не только с первою почтою не могли, но и теперь время не имеем; передай ей сие, пусть просит Господа, — Он силен наставить ее, что делать.

Об Августе ты писала, что готовится к исходу, но после никакого слуха нет; видно, оздровела. Посылаем тебе и ей наше недостойное благословение.

11 апреля 1839 года.

164. Должно полагаться на Промысел Божий. Причина скорбей — внутри тебя. Укоряй себя, а не ближних

Ты просишь дозволить ехать проститься с твоими ближними. Нельзя было скоро дать тебе ответа по моей отлучке, следовательно, в этом должно относиться к Промыслу Божию, — ты должна была исполнить то или другое по своему произволению.

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения и печали твои бывают безотрадные. Св. отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано. — Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове и у св. аввы Дорофея, о еже себя укоряти, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо «Господь на смиренныя призирает, а гордым противится» (Ср. Иак., IV, 6).

Желаем тебе успокоиться и по келии с сестрами. Поручая тебя Покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы.

3 августа 1839 года.

165. Промысел Божий устрояет все на нашу пользу. Если не положить вину на себя, то не престанешь бедствовать. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией

Два письма твоих получили мы, одно из Дмитровска, а другое из Севска. Сколь жалостно твое устроение в первом письме! Страшишься показаться в Севске, помнишь злобу. Предстать подобие меду и дегтю совсем не приличное. Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, устрояющий все на пользу и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, — а ты все винишь людей.

Ты недавно была у нас и слышала о сем многократно, излишним находим писать о чем уже много раз писали и словесно внушали. Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым.