28 сентября 1839 года.

166. Невозможно без своего преклонения делать доброе. Враг побеждает, потому что нет оружия — самоукорения и смирения

Пишешь: «сейчас иду к матушке объяснять мой грех против нее», но какой плод принесло твое намерение, мы не знаем. Ты пишешь выше негодуя, что мы отдаем оное на твою волю, а ты хотела бы так сделать, как нам угодно и тебе полезно. Мы на многих испытали подобные случаи и находим, что невозможно без преклонения своей воли на что‑либо доброе решиться, ибо враг оному противится и воздвигает брань, коей, не сопротивляясь смирением, ропщут на нас за понуждение. И твои слова: «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения.

О Лукерии — держать тебе ее или нет, мы не можем в ваши подробности входить, — о сем должны иметь общий совет со старшими.

Желаем тебе и соживущим с тобою сестрам иметь мир, согласие и любовь.

4 ноября 1839 года.

167. «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6)

Ты пишешь, что не совершенно объяснилась м. Аркадии, а между тем, ее уважаешь и любишь, но не можешь терпеть ее укоризны.

Отчего же это, как не от гордости, которая тебе и не дает покою, мучает, терзает. Когда ты объяснилась о помысле, то и успокоилась, — надо было и прочие помыслы свергнуть с себя. То же самое — и благодеяние для тебя тяжким камнем ложится на душу, а это тоже от гордости, ибо «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6). И в Премудрости глаголет: «Не нападе душа моя ниша горда, дарованное тебе, что от ней приняла от руки Божией и благодари, а другая не отдает». Притворства твои пред м. Аркадиею ей все известны, и ты, делая сие, обманываешь сама себя и Бога, показывая откровенность, а внутри другое, но такое о тебе и извещение есть. Постарайся исправить себя, прося Божией помощи, а мы остаемся твои богомольцы.

23 декабря 1839 года.

168. Промысел Божий о нас промышляет и устрояет к пользе. Господь заповедал искать смирения и самоукорения. Иди постепенно, терпи скорби

Мы должны быть уверены, что Промысел Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями. Тебе хотелось в пути видеть меня, чтобы передать нечто недоконченное, но, видно, в сем не предлежало нужды и не было бы тебе пользы, — так и не исполнилось по Божию смотрению, после ты и сама сие усмотрела и успокоилась.

Весьма странно для слуха твоего устроение, тем паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит тебя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: «Научитесь от Мене» и прочее (Мф., XI, 29). Св. Давид вопиет: «Во смирении нашем помяну, Господь премудрость творит»; «Господь гордым противится, а смиренным дает благость» (Иак., IV, 6). Святые Отцы, искусом проведшие сие, удостоверяют нас. Св. Дорофей пишет: «Каков не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и, аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается». Подобно Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и неправильное.

Душа твоя горит желанием скорбей, и болезней, и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом неразлучной, — весьма далека ты от сего. То же самое, как бы внити в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг во страну бесстрастия стать. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая того достойною по грехам твоим, далее к надежде приближайся, а тут уже третия степень не разлучит с Богом — любовь! Покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением, не отдайся ни делам, ни словам, ни мыслям оскорбившим, но себя одну вменяя того достойную. Когда пойдешь сим путем, но без мнения, что будто и хорошо делаешь, то, может, и достигнешь, а пришедший тебе помысел без искуса не основателен.