Видим, что скорби ваши, на что уже мы писали вам советованием, и теперь то же скажем, что главное в прихождении оных не роптать и не малодушествовать, но благодарить Премилосердаго Бога, попускающего оные и не оставляющего нас впасть до конечного изнеможения. Вините более себя, а не других, будьте тверды в вере и прибегайте к Его благости с молитвою: «Да будет, Господи, воля твоя на нас», — Его воля всегда блага и полезная нам.

Я был нездоров, точно был болен, но теперь благодатию Господнею прошли болезни и нахожусь в отменном положении моего здоровья, будьте спокойны.

Поручая вас покрову Божию и испрашивая на вас мир и благословение Божие, остаемся недостойные ваши богомольцы.

8 мая 1839 года.

191. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением

В вашей записке вы пишите о находившем вам смущении за забвение некоторых ваших погрешностей, которые и извещаете — в оных да простит вас Премилосердый Господь. Мы, недостойные, прощаем и разрешаем. Вам, находящимся в такого рода смущениях надо полагаться верою и надеждою на милосердие Господа нашего Иисуса Христа и на Его заслуги, коими Он взял на себя грехи всего мира. За сие мы вас не укоряем, теперь же будь спокойна по сей части.

О восстающей же на тебя брани не смущайся, старайся сопротивляться, а не желай этой болезни, ибо во оной не только сама, но и другие страдают. Принимай то, что послано от Бога, с благодарением. Дочь, видим, что ты не желаешь поработиться страсти, но сие попускается, чтобы сознали свою немощь и смирились, и не дерзали бы судить других, в сем немоществующих. Видя себя в такой неисправности, понудь иметь себя хуже всей твари и наносимые скорби от служащих принимай, яко достойной не только таковых, но и больших. Не вини их, что они причиняют расстройство твоему здоровию, но себя укоряй. Да даст тебе Господь стяжать истинное смирение и научиться успокоению своей совести.

192. Не изнемогайте духом в борьбе, но прибегайте к Господу. Смирение — оружие против козней вражиих

Видим ваши болезненные случаи, сердечно о вас болеем, но помощи подать не в силах. — Сам Господь видит вас в борьбе страстей и не допускает совершенно пасть, но поддерживает изнемогающих и падающих восставляет и утешает, — попускает же скорби, хотя в будущей жизни даровать вечный покой. Не изнемогайте духом в борьбе вашей, но прибегайте к подвигоположнику Господу нашему Иисусу Христу, будьте равнодушнее в том, что иногда не по–вашему делается, чем и себя и других успокойте.

На козни вражии одно оружие стоило бы употребить — смирение! Но где же его взять? «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк., XXI, 19); с самоукорением и взыванием к Богу, яко же убогая вдовица к судии неправедному взывала и получила отмщение, кольми паче Праведный наш Судия и Премилосердый Отец Небесный, не имам ли отмщений от соперника, вопиющего к нему день и нощь.

Господь да укрепит вас в немощах ваших и да утешит в скорбях.

22 августа 1839 года.

193. За скорби и болезни благодарите Господа, что не забыты им. Берегитесь зазирать и осуждать ближних

Сострадаем вам в немощах ваших душевных и телесных, всей душою бы желали вам помощи, но не имеем ни власти ни сил. Премилосердый наш Создатель весть, что нам есть на пользу; ради сего и наказует нас, да избавит от будущих болезней. Бог тайными и недоведомыми образами различно наказует погрешающих из благочестивых, да предоставит непорочными великому судищу, да здесь наказав, тамо вменит в награду. Итак, за посещение вас болезнями и скорбями благодарите Бога, что вы не забыты им. Вы сами сознаете свое грехопадение, раздражение, рвение, зажение ближних и прочее, — за все сие и попускается вам страдать. Берегитесь паче всего зазирать и осуждать ближних — нам есть о чем попещись, свои язвы греховные смердят, надобно о них прилежать. За других вы ответа не дадите, а за себя. Да простит же Господь грехи ваши и исцелит немощи душевные и телесные.