М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Прелюбезнейшие наши отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовати.

Приятное писание ваше мы недостойнии получили и 2 ф. калгану 16 и инбирю от служителя нашего Филиппа Ефремова и покорно благодарим за уведомления ваши. Мы не помалу удивляемся, прелюбезнеший наш батюшка о. Г[авриил], что вы оставляете свои душевныя язвы врачевати, а сокрушаетеся и смущаетеся о чужих мнимых вами недостатках, а кольми паче о настоятельских обстоятельствах. Мы о распоряжении начальников ответа Богу давати не будем; а они за нас, подчиненных, неотменно ответ Богу отдадут. Аще и святый будет настоятель, а мы будем стропотны, и непокорливы, и по своим волям ходящии, никакой нам пользы не будет, а разве большее осуждение будет. Внимаем себе и о своих душах печемся, како предстати пред судищем Христовым и ответ отдати Богу за содеянныя нами дела, словеса и помышления, а не о других нам, самим немощным, пещися; но оставим то сильным, и здравым, и могущим пользовати других. А о сем ты не удивляйся, что по приезде твоем и по прочтении писем о. И[оанники]ю напало большое разслабление от уныния: если бы он располагался в волю Божию о жительстве своем, как и мы многогрешнии прежде вам советовали, то бы, получа и прочитавши письма, непременно должен ощутить облегчение и разрешение в душе своей. А теперь видно от действа, что он сложился по трехклятой своей воли, как ему бес внушил и советовал, и теперь увидел, что его воля, советуемая от беса лукаваго, не исполняется, и от того он унывает и сокрушается. Но только вы будьте уверены от нас, что мы не обременяем вас и не понуждаем, чтоб вы нас слушали и нашего совету держались; а мы только делаем, чтоб нам совесть свою очистить и на Страшном Суде ответа Богу не отдать. А вы когда будете по своим волям жити и по своим хотениям, которыя противны воле Божией, будете творити свой суд, носити и бремя будете, а мы чисти пребудем от крове вашея; а вы что будете сеять, то и пожнете.

Ваши покорные слуги, многогрешные, немощные и разслабленные по всему Иеросхим. Лев и схимон. Феодор. Земно кланяемся и просим ваших св. молитв в подкрепление наших немощей душевных и телесных.

14 марта 1822 г.

От книги Св. Иоанна Лествичника с толкованием, печатанной в Москве, от слова 4–го о послушании лист 80 на обороте: „Сущее от невозможных есть, еже своей воли противитися диаволу, и да препрят тя, иже в лености живущии, и в едином безмолвном месте претерпевше или во общем житии, да бывает нам еже от мест ратуемое отхождение нашего тамо благоугождения указание. Еже бо ратоватися – знамение есть еже ратовати“. Толкование: Невозможно есть, да сопротив станет диавол своей воли когда, он бо разслабленна всякаго человека хочет жити и в небрежении и не творити волю Божию. Аще неких обрящет таковых, не сопротивится им. Аще бо им воспротивится, своей воли сопротивится всяко. Невозможно же быти сему когда.

Кланяются вам о. Феофилакт и отец Израиль и просят ваших святых молитв. Отцу Амфилохию и о. Варсонофию от вас свидетельствовали ваше почтение, и они остаются благодарны.

4.

Христос воскресе!

Пречестнейшие и прелюбезнейшие наши о Господе отцы и собратия о. Г[авриил] и о. И[оанникий], усердно желаем вам о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе радоватися и благодушествовать.

Пущенное вами писание 10–го апреля мы получили 14–го и содержанию, по силе скудоумия нашего, вняли. Хотя мы, за премногие грехи наши и нерадение и лишились всеобщаго нашего душевнаго наставника к спасению – но что же делать?.. Не отчаем себя в конец, ибо когда по его, при последних часах бывшему, дражайшему наставлению будем следовать, то есть чтобы отнюдь не разлучатися из духовнаго нашего сообщества и союза, а пребывать между собою в совете, духовной любви и друг друга послушати, – когда сие наставление при помощи Всемогущаго потщимся исполнить, то, хотя и находимся в крайней душевной бедности, но веруем Премилосердому Господу, что он, имея у Него дерзновение, своими богоприятными молитвами к неограниченному Его благоутробию всячески и паче будет нам бедным вспомоществовать; только мы сами должны старатися не отпасть нерадением нашим от духовнаго его мудрования; а то, хотя телом и разлучился от нас, но духом пребудет с нами.

А что вы пишете, что вам находит там… иногда трепетная боязнь, дабы чем не растравитися, – этого, по нашему худому разсуждению, мы все вообще должны боятися и трепетать поползновения, и не токмо в столице, но где бы ни случилось жительствовать.

Что же касается до пищи, – кажется, вам это уже решено во время вашего личнаго посещения, что предлагаемая с воздержанием употреблять во Славу Божию, а для чревобесия не изыскивать излишняго.

А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердаго Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам бедным разум для безпогрешительнаго обхождения с ними и в находящих дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Кира, коего все братство выгоняли и хухнали и из трапезы, и проч. Но он при исходе от тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: Батюшку, всеобщаго нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И св. Апостол пишет, что „хотящии благочестно жити гонимы будут“.