1 февраля 1826 г.

Алекс[андро] — Свир[ский] монастырь

11.

М. С. О. Н. Г. И. Х. Б. Н. П. Н.

Пречестнейший и прелюбезнейший наш о Господе собрат о. Иоанникий! Усердно желаем тебе о Едином Пресладчайшем Господе Иисусе Христе радоватися и в находящих благодушествовати.

Два ваши письма, одно с о. Израилем, а другое по почте, исправно получили, равно получили в целости и посылки ваши. Благодарим вашу любовь попремногу, что и до днесь не забываете наше убожество, но памятствуете по своему благорасположению, за что вас и самих Премилосердый Господь не оставит всячески, но пошлет Своего неизреченнаго милосердия благодатную милость.

…Что же касается до пересланных вами о. Г[авриила] пустотою наполненых писем, просим Вас сему мало удивляться, поелику кто законно живет в послушании, тот от тризны послушания просвещается, а мы с ним от самочиния и самоугодия самолюбием омрачаемся!

О брате! да вникнем глубже и да узрим козни всеобщаго нашего врага диавола, каковы оне, во всяком месте им употребляемыя! А особливо когда человек не будет по возможности стараться иметь попечение о внимании своему сердцу и „блюдении ума“, кои приобучают чувства ограничивать свои деяния и не погублять времени, даннаго на покаяние! А без сего „делания“хотя телом и удаляемся в безмолвныя места, но умом нашим бродим по всему свету. На что скажу вам следующий случай: был у нас и гостил Калужский рыжий послушник Филипп, по видимому некоторых, стоит в церкви углублен и бывает как бы во изступлении. И точно так, только в противной части; потом приходит к нам в келлию витийство высыпать… Мы, заметив вред, не стали после и в келлию пущать, да и запрещали нашим с ним разговоры продолжать… Единою я, многогрешный, выхожу из Церкви от вечерняго пения, и он по своей надменности при многих начал мне изъявлять свои деяния. Я вопросил его: „Брате Филиппе! Скажи, пожалуй, когда ты в Церкви стоишь, где ум свой нудишь ставить?“Он отвечал: „Я ум свой в небо вперяю, и оттоль по всему свету развеваю!“– „Ох! как ты высоко и далеко летаешь! – сказали мы, – а нас Господь да сохранит от таковаго внимания“.

…По вашему желанию постараемся вам выслать при оказии книгу св. Исаака Сvрина на время.

Насчет вашего сомнения в поставлении подсвечника на св. Трапезе, ежели уже вошло такое небрежение и нечувствие, то что же будем делать?.. По таковой необходимой нужде, со страхом и благоговением и нехотя будешь поставлять!.. То‑то в таких местах жительствуя, сохраняй чувства и совесть… тот, кто разве о двух головах!.. Что же делать? – Да не будем рта разевать и себя до крайности разслаблять! А может, Всемогий Господь не удостоит ли вас за молитвы великаго предстателя нашего Батюшки о. Феодора привести в пристанище благотишнее!..

Прости Господа ради, что адрес к о. Пафнутию забыл приложить в письме к вам. Но теперь прилагаю, но многосложное и достопонятное; при верной оказии перешли оное к нам обратно. – А что вы упоминаете о о. Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Сие мы, яко человеки, по человечеству и разсуждаем, но Премилосердый Господь, яко истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попущая все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением. Вы ему, больному, от нас все сие изъявите и поклонитесь; и брату Борису не поленись поклониться. Сие просим и молим вашу любовь купно с возлюбленным братом о. Харитоном в находящих слабостях и болезнях мудрствовать и терпеть со благодарением.

Сократя, пребываем с нашим обычным чувствованием ваши покорные слуги и недостойные сомолитвенники, многогрешнии Иеросхимонахи Антиох и разслабленный Леонид с прочими единомудренными братиями, униженно заочно кланяемся и просим ваших святых молитв в подкрепление наших немощей.

[Без даты.]

12.