3.1 1. Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу?

3.2 2. Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле?

3.3 3. Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе?

3.4 4. Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это?

3.5 5. Поэтому злые и хульные помыслы на старца, на его жизнь и слабости лучше умалчивать?

3.6 6. Как же узнать, какие помыслы собственно наши, какие от противного?

3.7 7. Некоторые священники-богословы требуют тончайшего исповедания, для очищения души?

3.8 8. Всем ли дается умная молитва?

3.9 9. Некоторые, знаемые мною отцы имеют великую любовь к Матери Божией, и хвалятся тем; мне сомнительно в них такое усердие?

3.10 10. Какие книги святых отцев лучше читать: Лествичника, Исаака Сирина или аввы Варсанофия?

3.11 11. Что скажете об акафистах, которыми иные переполняют свои правила?

3.12 12. Как легче спастись? Каким путем? Я о себе только спрашиваю.

3.13 13. Отчего я досадую на приходящих к вам, на их глупости, на их невежество, хоть и знаю, что многие пользуются вами?

3.14 14. Отчего я вас иногда так люблю: как вот теперь (при этом у меня были слезы на глазах и голос дрожал), а иногда на вас досадую на множество к вам приходящих и стружающих Вам?

Предисловие

Представленные вопросы ученика и ответы старца представляют собой келейные записки Павла Петровича Тамбовцева, одного из учеников преподобного старца Льва. Павел занимался перепискою книг святых отцов, и иногда, под диктовку старца писал ответы к многочисленным его духовным детям.

Келейные записки под заглавием: „Вопросы ученика и ответы Старца"были впервые напечатаны в журнале Маяк в 1845 году с небольшим предисловием инока, доставившего их издателю. Эти записки могут служить образцом духовной мудрости преподобного Старца и полезны каждому христианину, пекущемуся о своем спасении.

Вопросы ученика (Павла Тамбовцева) и ответы старца.

1. Каким образом поступать, когда я, находясь в кругу братии, не могу воздержаться от слов, и когда говорю, то кого‑либо обижаю словами?

— Должно помнить произносимый св. Церковию к Богу глас сей: положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих.

Притом надобно воображать, что те, которые говорят, делают сие в разуме духовном: они сего достойны, а ты считай себя недостойным разговора с ними, и когда спросят тебя, отвечай с благоговением.