Слова же старца о. Антонию, что может быть и он возлюбит ближняго своего, яко сам себя, сбылись более 30–ти лет спустя после кончины о. Леонида. О. Антоний Бочков, отказавшись от настоятельства в Череменецком монастыре, в 1871 г. поселился в ските Николо–Угрешскаго монастыря близ Москвы. В этом году в Москве стала усиливаться холера, и потому просили Угрешского настоятеля прислать в Москву иеромонахов в помощь московским священникам для напутствования больных и умирающих и для отпевания умерших. Тогда о. Антоний сам изъявил желание посвятить себя этому делу человеколюбия, и в начале 1872 г. перешел в московскую больницу Чернорабочих, где для него была устроена особая келья; и в продолжение двух месяцев семидесятилетний старец–игумен ежедневно исповедывал и приобщал многих больных, и сам каждый день приобщался; также соборовал человека по три в день, и, случалось, человек по шести в день отпевал умерших, в зимнее время, в холодной часовне. Исполняя все это, о. Антоний говорил о себе, что во всю жизнь никогда не пользовался таким здоровьем и не был так покоен духом, как в это время. Наконец 17 марта, в день бывшего своего тезоименитства, в память Алексия человека Божия, заболел тифом, и 5 апреля скончался. Похоронен в Николо–Угрешском монастыре.

Симфония к письмам

Б

Безмолвие

Безмолвное жительство устрояет Господь

Вы также пишите, что смущались немного о том, что вам пришлось сожительствовать с необузданными девицами, а хотелось одной безмолвствовать. Ежели бы вам на пользу было сие мнимое безмолвие, всячески бы вас Бог привел к нему. А вам еще самой нужно учиться нравственность образовать ко смиренномудрию, и самой, от своих словес устыдившись, полагать благое начало и саму себя укорять и окаевать. Когда придет время безмолвного жительства, тогда всячески Господь и устроит. А теперь прежде послушание, а потом безмолвие. Вы не воображайте в себе, что вы можете сестер врачевать, но по вере их чрез вас и нас, недостойных, невидимо благодать Божия врачует, и умиротворяет, и вразумляет.

Благословение

Сделанное без благословения приносит вред и смущение

Вы описываете ваш самочинный, без благословения ответ по случившейся нужде. За вольное ваше признание Премилосердый Господь да простит ваше согрешение; впредь же нужно умудряться: иногда, по–видимому, покажется дело добро, но сделанное без благословения зло бывает, ко вреду и смущению душевному служит. Желаю вам благодушествовать во всем и приходить от силы в силу, всегда держаться покорно заповедей Божиих (103).

Блудные помыслы

Блудные помыслы попущены за грехи осуждения

Что вам попущением Божим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто, но за презорство. Видно, в мнениях своих других тайно осуждала и зазирала — а посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и повергает в таковые безместные и скаредные помышления и воображения. Но мы, сим событием наказавшись и до изнеможения утомившись, яко уязвленные и израненные, прибегнем к всеистинному врачу душ и телес наших, Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующие и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество. Да просим Всемилостиваго Бога, дабы Сам Он отомстит сопернику нашему, соблазнителю диаволу, за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети.

А как вы по своему благорасположению и неограниченной вере к моему окаянству заблагорассудили вопросить меня, скудоумного, как себя предостерегать в таковых случаях, я, хотя и крайне недостаточен в таковых последствиях преподавать приличествующие советы, довольно уверен, что ваша вера, спомоществующая нашему недостоинству, может умилостивить Великодаровитаго Господа ниспослать свыше невидимо помощь и здравый разум, каким образом бодрствовать и охранять себя от вышеупомянутых соблазнительных помыслов и наругательных мечтаний бесовских!

Я вам уже сказал, что груб и неискусен, но вспомнил достоблаженного батюшку, покойного отца Феодора: он моей худости довольно пересказывал многие повести святых отцев, на Украине жительствующих во время старца его блаженного Онуфрия, а также и от начтения богодухновенных книг святых отец, из коих, сколько могу, при содействии благодати Господней вашей любви написать понуждаюсь. Во–первых, дочь моя, при помощи Божией должны всевозможно тщатися вины отсекать, то есть дабы только внимать себя и своему спасению. Когда кто к вам приидет и, по действу и наущению всеобщего врага, начнет вам произносить пустые слова и события, то вы, судя по значительности ее, ежели не можете сократить разговор, то должно стараться уши себе заложить или чтобы в одно ухо слово принимать, а в другое выпускать, — и мысленно просить Господа, дабы сохранить нас от такого яда душетлительного. Тогда так начнете поступать и в прочих подобных случаях, а ту, которая наполняла ваши уши душевредными повестями и суесловиями, мы обязаны, по заповеди Господней, любить и сожалеть, а произносимые нелепости презирать и ненавидеть до зела. И благостию Господнею даруется вам чувство охраняться от осуждения и памятовать св. пророка Давида: «От тайных моих очисти мя и от чуждих пощади раба твоего» (Пс., XVIII, 13–14).