При воспроизведении текста писем:

— авторская пунктуация оставлялась там, где служила лучшему пониманию поучений преподобного старца;

— допускалась синтаксическая перестройка фразы, не искажающая ее смысла, но облегчающая прочтение; такое вмешательство в текст оправдывалось тем фактом, что многие письма часто диктовались старцем и в силу этого приобретали некоторую «отрывочность» и разговорные огрехи;

— цитаты из Священного Писания и книг святых отцев не приведены в соответствие с источниками, а даются в изложении старца. Цитаты из Св. Писания выделялись курсивом и ставились в кавычки, цитаты из писаний отцов церкви — закавычивались;

— орфография писем соответствует нормам современного русского языка. Исключения составляют окончания прилагательных в часто употребляемых молитвенных выражениях типа «Духа Святаго».

— прописные буквы использовались в словах, называющих все имена Бога, Божией Матери, в разных видах определений, относящихся к Ним (все разряды местоимений, имена прилагательные и др.), а также в словосочетании Св. Писание и в слове Батюшка, относящемуся к старцу Макарию;

— прописные буквы не использовались в словах (и их сокращениях) и в словосочетаниях типа отец (о.), матушка (м.), игумения, матушка игумения и т. п.

Письма к Акилине Ивановне Черкасовой и Любовь Николаевне

1. Терпение чужих немощей. Выше сил послушания не даются

Видим, что еще вас Всепремилостивый Господь посещает, и к Себе в любовь призывает, и хочет вас одарить драгоценными дарованиями. Но только просим и молим вашу любовь благодушествовать. С Божиею помощию да положимся, сколько возможно, потерпеть и со благодарением и благохвалением просить Премилосердаго и Всемогущего Господа, дабы Господь всесильною десницею даровал вам терпение переносить все неприятности. А кроме сих средств, избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу душам. Я помню, что о сем в прошлом году в письме писал. А когда восхощешь, во утешение себе прочти главу 12–ю ко Евреям и обрящешь немалую отраду стесненной скорбьми своей душе. Да еще вас прошу и молю, яко сестру послушную, прочитать от соборного послания св. апостола Иакова главу 1–ю, и, прочитавши, Господь вам невидимо подаст чувство отрады плода послушания и образует вашу душу внутренним утешением. И тогда с радостью от 33–го псалма устами и сердцем возглаголешь: «Сей нищий возза, — и Господь услыша и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь. Блажен муж, иже уповает нань. Мнози скорби праведным, и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их; ни едина от них сокрушится» (Пс., XXXIII; 7–9; 20–21).

Извольте, сестра, выслушать от нас насчет моего благословения. Я, неопытный, вашей любви советовал всевозможно, дабы старалась благодетельнице нашей с тобой всеобщей Анне Демен. не подать вины ко огорчению или ко грубости. Когда же ваших сил не хватило к понесению ее немощей, коих она по высокому своему занятию и зрению не может у себя видеть, то уже, хотя и груб и глуп, но выше сил налагать никому не согласен, не токмо ко младшей сестре, ниже мужественным.

Также сорассуждай и о предложении ее о подаче бумаги во вдовий дом, вам токмо видней, когда для вас не выгодно, вы к подаче и подписке бумаги отказаться можете явственно; да, кажется, никто вас обеих к сему и принудить не может, кроме единственно вашего желания и посильного прошения.

2. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал, 3, 28). Послушание. Вы еще не достигли преблаженного послушания и отсечения своей воли

Позвольте вашей любви напомнить, что когда мы при прощании вздумали вас в напутие благословить синичкою, и вы, прелюбезнейшая, изволили нам просто и откровенно сказать, что хотя я и возьму, но знаю свой нрав, что покойна не буду. На сие извольте долготерпеливо выслушать. Какое же наше с тобою согласие и обетсво будет, ежели мы будем тяготиться вашим, а вы малозначащим нашим — сие разногласие может происходить от непознания и самосмышления. Мы вас со дерзновением утвердительно вразумляем и уверяем, что вы не иначе изволите себя считать, яко в совершенном сообществе с нами, но мы телами разлучены за различие естеств: вы — женского полу, а мы — мужского, и потому в одном монастыре мы с вами несовместимы, и то за немощь нашу; но произволением, и мудрованием, и духом в совершенном союзе можем пребывать. Вы вспомните, как в первенствующей церкви во времена св. апостолов православные христиане в обществе со апостолами жили: «Народу же веровавшему бе сердце и душа едина: и не един же что от имени своих глаголаше себе быти, но бяху им вся обща. И велию силою возвидоху свидетельство апостолы воскресению Господа Иисуса Христа; благодать же бе велия на всех их. Не бяше бо из них, но един в них» (Деян., IV, 32–34). И св. апостол Павел к Филипписиям, глава IV, стих 15: «Весте же и вы, филиписиане, яко вначале благовествования, егда изыдох от Македонии, ни едина ми церковь общевася в словодаяния и приятия, точию вы едини, яко и в Солунь и единою и дващи в требование мое посласте ми».