6. Необходимо открывать помыслы духовному отцу. Малодушие попускается за высокоумие. Прелесть. Терпение при укорениях приносит пользу

Ежели кто к кому совершенно предан, то должен веровать и открывать все свои помыслы, а особенно духовному отцу. Св. Симеон Новый Богослов в 192–й главе пишет так: «подобает же на всяк день исповедать всякий помысл духовному отцу и глаголемое тебе от него, яко от Божиих уст, принимать со всяким извествованием и не произносить иному кому сия, яко сие вопроси мя отец и сие ми провеща, добро ли убо рече или ни и что убо должен есмь соделати ко уврачеванию. Сии бо глаголы неверия окаянные суть к отцу и душевредны, иже наипаче случается с новоначальными». Да вникнем, что нам пишет св. Симеон: «Всякий помысл, то бы и вам следовало вопросить, хотя прикровен, должно ли объяснять чужое или постороннее лицо, которое иногда замечаю с пристрастием к кому прикасается или страстные виды преследует».

Вы теперь уже на самом деле опытно увидели, что враг — ненавистник добра поселил вам мнение. Видно, нам с тобою еще много учиться, но, слава Богу, что за стыд ничего не утаено и на другое лицо не увеличено. А что упущено от забытия, то в сей части должны вы быть покойны, потому что сие не в нашей власти. А что вас малодушие не поредку объемлет, то сие попускается и действует не токмо за прежние грехи, но наиболее за высокоумие.

…Изволите ли знать, что есть прелесть. Прелести суть разнообразные имут действия, по мере возношения ума и сердца, помрачается ум и пленяется от занятия собой. Само мышление верует мнениям и мечтам, представляемым ему от всеобщего врага–диавола — сие значит прелесть.

Хотя N вас довольно укоряет, и смиряет, и поносит, но, если вы при помощи Всемогущего да со благодушием будете переносить и ко своим грехам приписывать, то вам от сих произношений воспоследует польза значительная! Если же будете приходить в ожесточение и пагубнейшее отчаяние, то вы многого будете лишены. Во свидетельство вашей любви помещю св. Симеона Нового Богослова, главу 31–ю: «Бесчествуемый или досаждаемый и зело болезнует сердцем познаваем есть от сего, яко древнего змия обносит в недрах. Аще убо с молчанием претерпит или со многим смирением отвещати будет, немогуща сего и расслаблена содела. Аще где горестию противоречит или возглаголет с дерзостию, даде крепость змию яд излияти в сердце его и свирепо поедати внутренняя его, якоже отсюду на всяк день укрепляемому тому снедию творите исправление во благих и крепость окаянной его души и жити ему оттоле греху мертву же всеконечно быти правде».

Да видим и уразумеваем, что претерпевать укоризны и бесчестия — польза, а от нетерпения и ожесточения — каковой грех и вред. Вы должны своею совестию довольствоваться: во–первых, что заметили и ощутили душевный вред, т. е. смущение, во–вторых, не по своей воле и рассуждению, но еще и по совету духовного отца и мнимого наставника. А что он взыскивал на вас, что вы в церкви не подошли к нему поздравить и честь воздать как значащему благотворителю и попечителю, то сие в нем посеяла надменность!

7. Совет о совместном жительстве по заповедям Божиим

Как вы, по неограниченной вашей вере и благорасположению к нашему недостоинству, изволите вопрошать мою худость о взятии Любоньки к себе на квартиру или, по совету благомыслящих особ, еще просить императора на три года оставить ее в тамошнем призвании. Наиболее видится у вас наклонность взять ее на квартиру и вместе с ней разделять горестное сиротское положение своей участи по телесному сообращению, а равно, что Премилосердый Господь дарует, частицу и о душевном. Но как вашей любви удобно было решить у нас сей вопрос, так, напротив, нам неудобно сделать ответ: поелику, хотя довольно мы с вами о сем предмете говорили, но все мне по моей дебелости в голову не так‑то ясно представлять их тамошнее жительство, положение и сообращение их с друг другом. К тому же еще, каково в Смольном и начальство и какова прислуга и рачение присмотра за таковыми. Однако я вскользь слышал от вас, что упомянутое сие мною худенько там.

Взявши ее к себе, тебе должно приуготовиться к мужественному терпению и благодушию — будет куча всяких скорбей. А более всего будет пренужно предостерегаться от гнева, и ропота, и душепагубной клятвы, от коих да избавит тя Всемогущий Господь и да просветит твой ум, душу и сердце к рассуждению добра, и зла, и всех козней противного. И когда с помощию Божиею усердсвуйте с теплейшею матернию любовию и горячностию сердца взять и послужить.

Яко своей единокровной по плоти и по духу дочери, возможешь внушить ей и частицу от богодухновенных книг; можно будет четочки в руки дать перебирать и молитвою противные помыслы отгонять. Мы уверены, что и она с усердием желает к вам присоединиться, а особенно же нас ободряет ваша вера и упование на Премилосердаго Бога, что не оставит вас и будет вам помощником и попечителем во вся дни живота вашего и будущего блаженства удостоит.

И мы, многогрешные, предназначили вашей любви располагать на терпение и на Божие благословение. Соизволяем и совет даем согласно вашему обоюдному желанию взять Любоньку на квартиру к себе и вместе с нею начало благое положить по воле Господней пожить, и заповеди Господние по возможности творить, и вообще Его единого возлюбить, яко Пречадолюбивейшаго Отца и Преискрейнейшаго Благодетеля и Попечителя о нас, пристно согрешающих и прогневляющих Его благоутробие!

И мы, хотя непотребные и многогрешные, но обязаны молить и просить Всемилостиваго Господа и Бога, дабы вам ниспослал от Своих неизреченных щедрот благость, укрепляющую ваши немощи и даровал бы вам терпение и благодарение.

16 января 1827 года.

Александро–Свирский монастырь.