Письма

55. Терпи скорби за Сладчайшаго Иисуса

Напрасно ты думаешь, Д., что я забыл тебя. Очень помню. И желал бы часто и много писать тебе, но воли моей недостаточно. И других тоже жалко. Есть много бедненьких, что в год едва получат одно письмо. И тоже скорбят.

Унываешь, что много скорбей; если бы это знала, не пошла бы в монастырь. – Тогда и я тебя не знал бы? И Господь Иисус Христос не считал бы тебя своею возлюбленною, ибранною? И о спасении души не пеклась бы, а только о коровах, свиньях, доме, муже, детях? Глупенькая какая ты!

Потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое. И потерпи Господа. Ведь ты терпишь скорби‑то за Него, Жениха своего Сладчайшаго Иисуса, а не за земное счастие! Будь же мудрою девою! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследницею вечнаго, небеснаго царства!

О комоде и о других пустяках не тужи. Береги свою храмину – она дороже неба и земли, солнца и звезд и всего видимаго мира, как он ни прекрасен; а ты этого не разумеешь. Блудныя грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать помилуй мя Боже – псалом. Письма пиши всегда, как умеешь – все с любовию приму. Помыслы можешь записывать, которые больше докучают. Мир тебе и благословение от Господа, от батюшки Амвросия и меня грешнаго! Многогр. И. Анатолий.

56. Злопамятствовать не боишься

Вот то‑то и есть, Д., краснаго неба испугалась, а злопамятствовать не боишься. Небо наше не это, а небо небес, превыше небес! Где Сам Бог, вечная Любовь, вечная Радость! вечный Свет! А это небо сгорит. И все стихии разгорятся. Наше же жительство на небесех. Терпи, смиряйся и будешь там.

57. Старец не забудет

Бог да простит тя, Д., за малодушие твое. Все твердишь, чтобы я тебя уверил, что я на тебя не сержусь. А я тебя уверял, что я тебя никогда не забываю. Ужели тебе этого мало? Будь же мирна. Будь благонадежна. Тяжесть, какую чувствуешь в церкви, иногда попускается и святым. А мы с тобою пока еще не святы. Потерпи. Укори себя – и будет с тебя. Письма пиши – не стесняйся. Я с удовольствием получаю письма твои. Грудь твоя, конечно, требует отдыха, но комуж петь? Кому работать? Вздохни ко Господу и продолжай свое дело; а при удобном случае обясни матушке.

58. Монашеская жизнь самая сладостная!

Христос Воскресе! Мир тебе и благословение Господне!.. Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая – неизяснимо привлекающая, сладостнейшая, страдная, светлая, радостию вечною сияющая – это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Поэтому Господь и сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое стадо! Яко изволи Бог даровати вам – что? думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! – Царство! И какое царство! Где не только все блага, все возможныя сокровища, и красота, и слава, свет, радость, горящая любовь, божеская жизнь и веселие вечное. Царство это – царство всех веков, перед которым все величайшия царства мира сего – дым, смрад! И в том‑то царстве света и веселия тебе уготовано, и всем возлюбившим Господа Иисуса, царское место. Приведутся царю девы – в след Ея – Царицы Небесной. Только потерпи – все это получишь с лихвою.

59. Молиться можно всегда

…Ты все, Д., жалуешься на скорби; а великий старец о. Серафим Саровский сказал: «неимеющий скорбей, не имеет спасения».

Говоришь, что тебе не удобно вставать для молитвы и для чтения, – и не вставай, и огня не зажигай, а лежи себе, пожалуй, и голову накрой одеялом, а сама тверди: Г. И. Х. Б. н. помилуй мя грешную. И будет очень хорошо, даже еще лучше.