Письма

1 Декабря 1879 г.

Мир тебе, Д.! Давно хотелось написать тебе, да было неудобно. Описываешь труды жития монашескаго. – Правда, и святым Отцам он казался трудным. А нам страстным и подавно. Но дело в том, что труд не напрасный, – не то, что скорби мирских. А что пугают тебя дураки – подрастешь, то страсти умножатся – неправда. Один Господь назначает, кому вначале, кому в середине, кому в конце жития скорби. А ты трудись и веруй Богу, что Он все видит. И воздаст.

Молитва к Богу всякая доходна. А какая именно – об этом мы не знаем. Он один Судия праведный, а мы можем ложь признать за истину. Молись, и веруй. А гордость страшна тогда, когда не замечаем ее; а если замечаем, и каемся, и сокрушаемся, то Господь не поставит в грех.

А блудный помысл отбить совсем ты еще не можешь… Только безстрастные не имеют помысла… Молитва Иисусова не может быть без тучи помыслов вначале. А после мало–помалу очищается.

91. Дух Святый утешает нас в скорбях

19 Февраля 1882 г.

Не забыл я тебя, малодушная! Помню, всегда помню я тебя! Но утешить не в моей власти. Ибо утешитель наш – Дух Святый. Обращайся к нему чаще сердцем. И Он непременно придет к тебе. Только не тогда, когда ты сама захочешь, и когда срок назначишь. А что помыслы мутят и ропот, и малодушие, то это обычный плод неправильной и слабой жизни. Но придет час, и ныне есть, егда мертвии (т. е. духом) услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут, т. е. Духом Святым.

92. Как свято праздновать Пасху

4 Апреля 1889 г.

Христос Воскресе! Поздравляю тебя, Д., со всерадостным праздником Светлаго Христова Воскресения. Желаю тебе праздновать оный достойно, т. е. чисто, свято, мирно. А чтобы праздновать, как должно, нужно сделать так: «Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася».

А глухому, сколько не пой, не услышит. Слепому, каких красот не показывай, ему все равно. Очистим чувствия!

93. Смеяться грех. О будущей вечной Пасхе

Христос Воскресе! Ты меня поздравила с началом, а я тебя поздравляю с концом поста и началом Пасхи! Мир тебе! Письмо твое читал, и вижу, что плохо подвизаешься. А я все‑таки не забыл тебя и часто помню. Даже батюшке Амвросию говорил, что там в К. есть одна молоденькая девочка Д., очень хорошая, потому что обещалась мне жить хорошо. А на деле меня Д. и обманула. Все спит да смеется. Как же мне теперь батюшке‑то сказать о тебе? А? Вот что, Д.! Я пока говорить о тебе ничего батюшке не буду. А ты между тем начни исправляться. И я тоже хочу положить начало. Вот мы с тобою и скажем, что стараемся по нашим силам. Только, слышишь, Д., не ври!

Смеяться большой грех, это производит – смех и дерзость – бес блуда. А ты девочка молоденькая, невеста Христова, мы все любим тебя, потому что желаем жить хорошо и смиряться. А к матушке уж, если не можешь ходить, не ходи – я не принуждаю. Вот я тебя, Д., и поздравляю. А так как ты отдаешься мне всею душою, то и я постараюсь тебе сделать по силе моей полезное. И скажу тебе словечко, какого ты быть может еще не слыхала.