Письма

Матери духовной можешь говорить о всех своих греховных помыслах, которые особенно смущают тебя и тревожат. Когда бываешь чередною, тогда можешь оставлять чтение псалтири в 12 часов ночи.

Спрашиваешь ты меня: пред праздниками оставляется ли четочное правило и псалтирь и вставать ли в 12 часов ночи? Когда бденная служба, тогда все это оставляется, довольно церковной службы.

110. Тоска от нечистой исповеди

Боли твои и тоска, пожалуй, от того, что нечисто исповедалась. При свидании исповедайся хорошенько. Да и сердце твое гнилое: нужно увидать мужчину – оно и раскиснет!

Глупенькая ты, да разве может быть что краше, не только на земле, но и на небе, как твой Жених небесный, ради Котораго ты оставила родителей, родину и обрекла себя на труды и скорби? Ты значит об нем мало и думаешь, и редко на помощь призываешь. Твори чаще Иисусову молитву, – повеселеет на сердце… Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т. е. не увлекайся в нецеломудренныя помыслы. Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блудных помыслов.

111. Не стыдись открывать помыслы

Сестра Н. стыдится мне даже написать о помыслах. Вот какая она святая! А кто не считает себя святым, тот прямо так и говорит, что то‑то и то‑то сделал.

Напрасно и вредно твое опасение. Господу приятнее кающийся грешник, чем не кающийся праведник. – На святки до самаго Крещения правило келейное оставляется.

Письма к Т. Г.

112. О неосуждении ближних и о хульных помыслах

17 Ноября 1876 г.

Сестра о Господе Т.! Очень порадовала ты меня своим разумным прошением: просишь, чтобы тебе не осуждать других. Поистине, нет легче для спасения этой добродетели. Тут ни трудов, ни поста, ни жертв, ни приношения? – Просто: не судите, и не судими будете. Молю Господа, чтобы он даровал тебе эту добродетель. (Хотя сам я ее и не имею).

А когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто – презирай, т. е. не обращай на них внимания: они не наши помыслы, а диавольские; а потому мы за них и не ответим. А мы, монахи, любим Бога, ибо ради Господа оставили мир. А хулы подмещет диавол, а не мы. Псалтирь читай 1 каfизму, а можешь, и 2 читай.

Ты боишься смерти – какая ты безтолковая! Боишься чего нет на свете. Да разве ты не понимаешь и не знаешь, что знает весь белый свет.