Письма

118. Когда оставят нас страсти

Сестра Т. Г. уже преклонных лет – 26–й год живет на свете. И все еще ее не оставили страсти. Удивительно – такая почтенная старость – и страсти. Должно быть, ты слышала, да не поняла, что «седина есть мудрость человека, и возраст старости–житие нескверное». Бывает, что Господь особенно смиренным дает рано безстрастие, а то так и умрет в борьбе. Но такой–не значит погиб. А сказал некто: таковый сопричислится к мученникам. А тебе хочется узнать, в каких годах оставят страсти? Давно сказано: несть ваше разумети времена и лета, яже положи Бог во власти своей».

Письма к Е. К.

119. О страхе смерти

8 Апреля 1877 г.

Вот умница, Л., поздравила меня и о себе известила. А то ничего не знаю, как она там живет? Правда, что не очень радостно поживаешь, но все же лучше, чем совсем не знать. А теперь, по крайней мере, знаю, что ты–трусиха, страшная трусиха! 15–летняя девочка боится смерти! Да ты совсем одурела! Чтож нам‑то, старикам, делать? Остается просто выть, в голос выть! Глупенькая, да мы же поем в эти дни Св. Пасхи: «ныне смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновника!»

А ты в такия еще дни вздумала плакать из боязни смерти! Ну, с чем это сообразно! А христианка! Да еще монахиня! Значит, ты ни капельки не понимаешь ни себя, ни пасхальнаго празднования! Ведь ты избранная Богом на Ангельское жительство из многих тысяч мирян, копошащихся в попечениях о животе и удовольствиях. А ты от них милостию Божиею и призванием свыше отказалась и обручила себя Христу – Небесному Жениху и стала Его невеста! Ну, Он и покинет тебя? Глупенькая!

Только ты не покинь Его, а Он тебя не покинет. Он Сам сказал: Аз с вами (а следов., и с тобой) есмь до скончания века! Аще и мать забудет отроча, Аз не забуду тебе.

Не унывай, ты от трусости ум потеряла! Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения Христа блистающася… И ты, маленькая монашенка, в числе их, т. е. жен мvроносиц находишься. Ибо и ты оставила дом, отца и люди, и потекла за возлюбленным Иисусом. И вот теперь служишь ему, Царю Царей; служишь, ибо терпишь скорби, – болезни, стараешься не поддаваться страстям. И многое другое. Глупенькая, ты не понимаешь, какая ты счастливица! Впрочем, верую, что всех исповеданных тобою грехов юности и неведения Бог не помянет… Не ропщи на болезнь, а благодари Бога: его же любит Господь, наказует.

Когда блудные помыслы нападают, молись св. мученице Fомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… 120. О вечном лете славы Божией

24 Декабря 1877 г.

Сию минуту прочел письмо твое, усердно благодарю за поздравление, и тебя приветствую с сим великим праздником Рождества Христова и новолетия. И желаю тебе в сем лете мира, здравия и спасения. А главное – желаю тебе вступить в то лето, где зим не бывает, солнце никогда не заходить – и солнце того лета – Иисус, вечно сияющий славою Отца Своего – Бога, где не будет ни скорбей, ни болезней, ни тьмы, ни даже тени–но все будет свет, радость, мир, всяк ум превосходящий, и веселие несказанное. И ворота небеснаго Иерусалима в то лето отверзутся и никогда не затворятся.

А чем кто больше скорбей здесь несет, тем легче тому войти в то вечное царствование. Ибо послушница, волею неволею терпящая скорби, есть невеста Христова, и там ей готовит Жених ея царский трон и почести, вместе с Божиею Матерью, как читаем: предста Царица одесную Тебе в ризах позлащенных одеяна и преукрашена. Приведутся Царю девы в след Ея, приведутся в веселии и радовании. Введутся в храм Царев. А кто эти девы? Это ваша братия–молоденькия послушницы, терпящия скорби Господа ради. Я знаю, что ты ропщешь и смущаешься, а все же живешь. А милосердый наш Отец Небесный и это примет как дар Ему. Не унывай, Л. Доля монашек ужасно высока, от того она и тяжела здесь…

121. Ошибки неизбежны. – Смиримся