Письма

28 Марта 1884 г.

Сию минуту получил твое письмо. Очень чувствую, что давно не писал, и нынче ночью даже думал об этом; но еслиб ты знала, что значит великий пост для меня, ты б пожалела меня. Ты одной головой живешь и изнемогаешь, а я сотни голов должен пригладить, и твою головку тут же. А ведь пост‑то и для меня полагается.

В Иерусалим мне самому очень и очень хотелось бы, да есть пословица: на хотенье есть терпенье.

А только тебе это прямо искушение. Зная твою немощь, диавол наткнет тебя на пику. И повиснешь, как пескарь на удочке…

126. Как избавляться от блудных помыслов

Просишь меня сказать тебе средство, как избавиться от блудных помыслов? Разумеется, как учат св. отцы: 1–е дело – смириться, 2–е – не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3–е, главное 3–е, – потерпеть. Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются святою Церковию невестами Христовыми. Св. Димитрий Ростовский учит: «Отими у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел». А ты, сопливая девчонка, этого не понимаешь… Мир тебе и благословение Господне!

Уныние – опять повторяю тебе – неизбежно для тебя, потому что никаких вольных скорбей не несешь, а на дьякона смотришь и молодых ребят любишь. А ведь в царство небесное ничто скверное не внидет, вот и очищает тебя милосердый Господь унынием и поношением. Многогр. И. Анатолий.

Не вникай в чужие дела – мир потеряешь!

127. Смирение достигается терпением

9 Декабря 1880 г.

Получил я и последнее твое письмо, в котором ты удивляешься чужому смирению, а своего показать не хочешь. Впрочем, и то хорошо, что ты любишь, значит, и желаешь его. Но по неопытности, не знаешь, как отыскать его. Не хочешь ли, я научу? А? Желаешь? Перекрестясь обращаюсь к тебе и сказываю по секрету, сказываю тебе самое лучшее средство обрести смирение. Это вот что: Всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть. И ждать день и ночь милости от Всемилостиваго Спаса. Кто так ждет, непременно получит. В этом я тебя могу уверить честным моим словом, если только ты веришь моей чести. Начни, так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта‑то боль, это‑то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них‑то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая! Прощай тогда и порфира царская (мантия), и корона царская, и жемчуги, и драгоценные камни, и древа райския, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Материю – все это отлетит от тебя. А со временем увидишь и ужаснешься.

128. Как проводить Рождество

21 Декабря 1881 г.

Поздравляю тебя с праздником Рождества Христова! Дай Бог в разуме праздновать святые дни сии и вечера, – не так, как празднует растленный мир, где вечерами святыми совершаются всякия мерзости: песни, пляски и сопели; даже и лицо человеческое безобразят рожами! А мы с тобою поживем ангельски, хоть и с болезнию, но чисто, преподобно. А что теперь твориться в Стенине‑то? В Козельске‑то? Пьянство! Гульба! Пляска! Брань! Драка! Безстыдство! Скверныя дела! Рожи! Песни! и проч. – просто ад земной! А наше дело‑то чисто ангельское. Засядем в келлийке, повздохнем, поплачем и примем на память: что в эти дни совершилось? Едва рожденный младенец Бог – но и совершенный человек – со всеми немощами нашего тела бреннаго, – видит этот свет впервые в скотском вертепе; зима – 25 Декабря; сырость; члены рожденнаго младенчественные, нежные млеют от холода, а деваться некуда, город далеко. Ни одежды, ни теплаго жилища и не видится… А нам келья нехороша! Соседки нехороши! Да разве у Господа ослы и коровы– соседи тогда– были лучше?