Письма

132. Скорби – приданое Жениху Христу

Мир тебе, М. Спасайся! Как ты там покашливаешь? Как скорби несешь Господа ради? Ведь Господь‑то молоденьких монашек –истинный, неизменный, возлюбленнейший Жених; а скорби – это приданое драгоценному нашему Жениху. Если кто любит Иисуса, тот старается всеми силами скопить побольше приданнаго, и чем больше любит Его Пречистаго, Прелюбезнаго, Сладчайшаго Иисуса, тем больше радуется, если возами везут хорошей невесте приданое, т. е. скорби и болезни. И Господь Иисус таких любит. И как любит‑то! Да сохранит тебя Господь! Да укрепит тя в терпении. Да даст тебе разум духовный! А я всегда о тебе воспоминаю и молюсь: соблюди Господи Иисусе Христе невесту Свою Машу в чистоте и святыне.

133. Проси у Бога полезнаго тебе

Уж я скорбел, уж я скорбел нынче, что у М. рыбу села собака! А если кто унес, тому на здоровье. Может, он такою рыбою и в жизнь свою не лакомился. А тебе Господь пошлет. А чтоб тебе избавиться от скорбей и чтоб я об этом молился, буду молить так: Господи, ты Машу любишь больше меня, и помочь можешь скорее меня: и что ей полезнее, знаешь лучше меня. А потому и сделай с нею лучшее – только спаси ее!

134. Молись больше

Преподобная Божия послушница М. Не забыл я тебя, а постоянно помню, да дела не позволяют к вам приехать… Молись больше! И ходя молись, и лежа молись. А что на тебя смеются, это тебе полезно и спасительно. За все благодари Бога!

135. Не стремись через силу в церковь, а молись дома

М.! Чтож ты не помнишь, что я говорил тебе? Я тебе много раз говорил: не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом да тверди: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную. И Божию Матерь, крепко любящую молодых монахинь, призывай! Где тебе равняться со здоровыми! Смирись лучше. Это тебе и легче, и полезней!.. А что помыслы скверные лезут – не смущайся. Они и к старухам лезут. Да те как знают, что Бог за раскаянные помыслы не наказывает, то и не боятся их.

136. Не ищи почестей и не завидуй другим

Поздравляю тебя, М., с праздником Знамения Божией Матери. Что мне делать с моим гордым сердцем? Чуть не воздадут желаемаго, так вот и заломит. Вот ты‑то добрая такая – и почитаешь и любишь меня, а другие не любят и не почитают меня. А я оскорбляюсь все. Ведь уж старик, поседел, а все честь люблю. Помолись, Маша! И ты тоже, преподобная, скорбишь, и тебе не воздают чести! Чтож делать? Потерпим. Авось придет час, и Господь изведет нас на свет, яко во полудне. Правда, мне‑то старому по делам; давно бы должен научиться смирению; а тебя‑то, молодое преподобие, мне жаль больше себя. Ты ведь и понять то не можешь ни пользы от скорбей, ни хитростей вражиих. А я‑то? Я‑то? Стыд! Ну, уж делать нечего: давай учиться смирению. Правда, мне‑то стыдненько с тобой равняться, хрычу стару сущу, да что делать! За то девочке чести больше, если обгонит старика. Значит, начнем с праздника сего. Знамение Божией Матери будет нам поручницею! Впрочем, вот что М.: твое‑то оскорбление чисто деревенское: ты поревновала послушнической одежде, да еще старушке – а у самой мантия под спудом! А! Мантия! Ведь, если бы эта скорбная старушка вдруг узналаб, что есть девочка, очень, очень рано украшенная мантиею, и что… и что эта девочка завидует ей, старушке, в том, что старую утешили званием послушницы, между тем эта старая уж много лет просилась в монастырь, но ее – никак тебя– все отдаляли (а ведь она прострадала лет пять кое–где шляясь по углам), хотя она и имела средства лучше твоих (да у тебя их совсем нет), и вот она едва попала, ее одели – и тут уж завидуют!..

Одумайся, М.! Смирись! Ох, горе! А сам‑то не смиряюсь! Ну, хоть ты‑то порадуй меня!

137. Истинное монашеское одеяние

17 Марта 1882 г.

Говорят, что тебя хотят одевать. Радуюсь. Только помни, что мухояровая одежда прикрывает только куски тела и кости, а настоящее одеяние – дела монашеския – смирение, кротость, терпение болезней и скорбей – особенно напраслин и клевет; это верхний вид одежды, а исподняя сторона этого одеяния есть радость, мир, милость, любовь и проч., а более всего непрестанное обращение сердца к Иисусу, так что монах день и ночь зрит Господа Иисуса и красуется Им, и утешается, и веселится, и постоянно возрастает и разцветает. Спасайся, сестра!