Письма

«Горы сладость да каплют; себо приходит Бог от юга – языцы покаряйтеся, радуйтеся пророцы, патриарси взыграйте, человецы восплещите руками, крепкий и великий князь Христос рождается, Царь небес на землю приходит».

Вот радость‑то православным – и небу, и земле! И потому, во всяком случае, тебя поздравляю и желаю срадоваться с небесными силами. Христос рождается – славите!

140. Скорби – начало славы

14 Апреля 1883 г.

Христос Воскресе! Преподобная М. Светися, светися, новый Иерусалиме! Слава бо Господня на тебе возсия. Откуда же новый Иерусалим взял новую славу? От страданий Господних. Он разукрасил этот новый город Своим Геfсиманским по+том, Своею Голгоfскою кровью. И вышел дивный Сион! И потому теперь Святая Церковь приглашает всех верующих исходить на встречу Жениху. «Приступим свещеноснии, исходящу Христу из гроба, яко Жениху, и спразднуем Пасху Божию». Гроб прежде был страшен, а как полежал во гробе Христос – он стал чертогом царским; скорби и болезни были страшны и безотрадны, а как вечная любовь испила до дна чашу скорбей и самую даже тяжкую чашу смерти, тогда болезни и скорби засияли паче сапфира и злата, паче звезд небесных, паче луны и солнца. Потому что ими украшался сам Бог богов, Сам Царь царей. И носящий эти украшения–язвы есть истинный подобник Иисуса Христа.

Радуйся, Марие!

141. В миру скорбей не меньше, чем в монастыре

Слышу я, что ты все покашливаешь и погуливаешь, и даже до Церкви доходишь. Только кельи‑то твои не успокаивают тебя. Все шум и досаждения. Так приходит, что, кажется, в мир бы ушел, потому там хорошо. Там больных все очень любят и за ними ухаживают, и вообще, в миру любовь к ближним, покой, радость, во всем довольство – просто блаженство. Не так ли, М..? Цыпленок ты! Просто цыпленок, а безмозглой курицы не стоишь!

Кто тебе сказал, что в миру люди лучше и скорбей меньше? Ведь ты была моложе, здоровая, малосмысленная; все тебе нравилось, а теперь ужели ты думаешь мирская жизнь такая же розовая? Нет, М., ты судишь, как дитя. А диавол пользуется твоим глупеньким разумом и надувает тебя мнимыми удовольствиями, где их нет. Святитель Димитрий поумней и поопытней тебя, да еще святой, да еще великий учитель Российской Церкви, что говорит о мирских удовольствиях и заманчивых обещаниях? Он говорит: «мир обещает злато, а дает блато!» Вот тебе твой мир‑то! Поверь ему! Да больному и в царских чертогах томно и нестерпимо. А здесь, по крайней мере, есть великая, ничем не покупаемая надежда, что Господь наградит нас за все наши болезни, за каждую болячку, за каждую скорбь, за каждый вздох! Веришь мне? Будь же мирна! Будь разсудительна! Будь же благодарна Богу! Ведь если бы ты своим куриным умом могла хоть тысячную долю увидать от тех благ, которыя отложены милосердым Господом за болезни и скорби Его возлюбленным невестам–монахиням – ты бы ужаснулась и отдала себя на сожжение в огонь!..

Спасайся!

Письмо к М. Г.

142. О Ш–ском приюте

24 Февраля 1891 г.

Здравствуй, М. Ты очень обрадовала меня своею карточкою. Я уж с нею носился, носился, никак не приберу, где ее поставить. Ну теперь нашел: я ее поставил на письменном столе, пишу и гляжу на нее, и она на меня глядит. И мне от этого весело. Как бывало мы с тобой в лесу ходили. А теперь посмотрела бы ты: пней стало еще больше и яблоков на них, должно быть, будет большой урожай. А признаки конфект и теперь уже кое–где видятся: сочи+т.