Письма

144. Терпение приводит в рай

8 Марта 1882 г.

Преподобная сестра В. Все письма твои получил и тогда же прочел. И очень мне жаль тебя, что ты и болишь, ослабеваешь, гордишься, сердишься и многое другое творишь немонашеское. Но, если каешься, Бог тебя да простит. А потерпеть все‑таки надо. Блажени терпящии, яко окрылатеют, вознесутся, яко орли – пророчит Исаия. А тебе разве не нравится распустить могучия крылья, подобно орлу, и носиться по поднебесью, в райских садах? Да ведь это не сказка, а вечная истина. А если веришь и желаешь этих милостей от Бога, потерпи. Это‑то и есть могучия крылья; насколько вознесешься и прославишься во славе Бога и Отца и Господа нашего Иисуса Христа.

Письмо к Е.

145. Даждь кровь и приими духа

11 Ноября 1889 г.

Мир тебе и благословение Божие, преподобная сестра о Господе, Е.! Письмо твое, переполненное скорбию, получил. Просишь помочь отцу твоему в скорби–письмом утешить его, да ведь он не меньше меня образован! Что я знаю, то знает и он. А что наше знание?

По теории он читал, и писал, и с каfедры в церкви поучал, что надо терпеть, верит Богу, а как практика куснула – и растерялся. Так и я с утешениями. Практика, т. е. слово Божие, говорит: «даждь кровь и приими духа», а наша ученость хитрит: нельзя ли уловить «духа» так, чтобы не портить крови. И не уловит. А вечная‑то мудрость ищет, толкает, зовет, зовет не к мечтательной жизни, а к истине. Вот и посылает удар! «Даждь премудрому вину и премудрший будет». А «муж неискушен, неискусен». Потому‑то и учит апостол: «искушение соделывает терпение; терпение же –искусство». Нам же хочется как‑нибудь обехать искушение и терпение и попасть в искусные. А этого нельзя! «Даждь кровь», – говорит практика!..

Повторяю, не могу и не берусь укрепить отца твоего в его горе, сам сый немощен в искусстве. А посылаю листок многолюбимаго отца моего и благодетеля Батюшки Макария, моего перваго старца и отца духовнаго. Там практика и теория в силе подкрепить и ум, и разбитое сердце.

Св. Марк Подвижник пишет: «хорошо помогать ближнему советом и делом, но лучше – молитвою. А потому миром (миром) Господу помолимся: «Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего». Не увлекайся и ты печалями мира сего, помня слово Господа нашего к ученику, просившему погребсти Отца своего…

Передай от меня глубокое мое почитание и благожелание многоскорбному родителю твоему П. Д.

Да умудрит и да умирит его Воскресый из мертвых и воскрешающий, изводящий свет из тьмы.

Испрашивая на тебя и на всех вас благословения Божия и мира, пребываю с искренним благожеланием недостойный богомолец многогрешный И. Анатолий.

Письма к М. Г.