Письма

Ну, Бог простит тебя! Начнем исправляться! Я и сам желаю положить начало. Благослови, Господи!

А что радость разливается в сердце – это я тебе, кажется, говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает: иногда же от усиленнаго напряжения к этой молитве. Сказано: Бог, т. е. Иисус, –огнь есть (грехи и немощи) попаляяй! И потому, часто призываемый Сладчайший Иисус не может не веселить сердце. Разве уж окаяннейший какой, яко же аз, огрубелый, то долго не может чувствовать радости. А настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается – и на всего человека. Но только опасно принимать ее без разбора; ибо и сатана преобразуется в Ангела светла. А потому, как неопытная в духовной жизни, будь осторожна и принимать берегись, и отвергать берегись. Прочти у Марка Подвижника слово 2–е глава 28. Прочти еще в том, втором, слове главу 134–ю. А если оставишь молитву, куда тебя тогда девать? Терпи. Это скоро все пройдет, и слюбится. Молитва прекращается–это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное – от гордости.

А так как ты особенно горда, то особенно и держись за эту молитву. А чтобы она никогда не прекращалась, так для этого ты, молоденькая, посиди у моря, подожди погодки!

Помыслов отвергать ты же еще не можешь, а будет с тебя, если будешь терпеть и звать Иисуса. А когда грехов за собою не видишь, тогда бываешь в диавольском устроении; он тоже своих грехов не видит; и никогда не каясь, не обвиняя себя, думает, что Бог пристрастен к человеку, ибо любит его, а Бог за то и любит человека, что он кается и смиряется. И ты во всем кайся и смиряйся, и Бог спасет тебя!

148. О даре разсуждения помыслов

6 Апреля 1877 г.

Отвеечаю на письмо твое: 1) научилась опытом, как верить своим помыслам? – Будь впредь умна. 2) Верю, что не имеешь необходимых ко спасению добродетелей: смирения и терпения; учись им. Ибо не ложен Бог, сказавший: ищите и обрящите, просите и дастся вам. А если бы дать тебе это добро, то ты и искать его не стала бы, и впала бы в гордость. Значит, смиряйся и молись: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную. И будет с тебя. Все нужное, во время свое, даст Бог.

Одна глупенькая молоденькая девочка просит: «испроси мне просвещение сердца, чтоб я могла различать правый помысл от вреднаго». Ну, что тут прикажешь отвечать? Берешь ты, матушка М., высоко! Есть кого вопросить, и спрашивай! Получишь ответ, – и будет с тебя. А то ведь высокомерна эта девочка! Испроси ей еще дар разсуждения! Да этот дар выше всех добродетелей христианских! Дай ей! Ишь куда лезет? Ты, небось, читала «патерик»? В древнем Египте и великие‑то отцы не все имели дар сей. Вон какие: Макарий великий ходил на старости лет к Антонию вопрошать. Пимен Великий ходил с помыслами своими к Иосифу панефосскому; Памво, Аммун, и многие, многие великие святые не смели дерзать на такую добродетель! А М. Г–вой подай! Экая гордая…

О разсуждении если хочешь иметь понятие, то спроси у матушки ту часть Добротолюбия, т. е. последнюю, где есть слово Кассиана к Леонтину игумену и прочти его.

Просишь, чтобы я не оставил тебя. Помни, что сказал Господь: «Аще кто слово Мое соблюдет: Аз и Отец Мой к нему приидем, и обитель у него сотворим». И будет с тебя.

Просишь научить тебя «совершенному незлобию». Поди лучше к Господу. Он Сам приглашает желающих: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен» Взывай чаще: Г. И. Х. С. Б. п. м. грешную! И научит тебя Сам! Батюшка о. Амвросий посылает тебе свое благословение. И аз такожде.

149. Скорби научают молитве. Действие молитвы Иисусовой

16 Февраля 1878 г.

Батюшка о. Амвросий посылает тебе благословение. И аз грешный молюсь за тебя, чтобы тебя Господь сподобил со святыми в вечной славе своей царствовати. А что матушка и казначея тебя пробирают: за это я им очень и очень благодарен. И не напрасно. А потому что в свете ничто так не помогает молитве, как терпение скорбей и любовь к ближним. Так что еслиб у тебя не было скорбей, то нужно бы молить Милосердаго Господа, чтобы Он их послал тебе. Прочти в наставлении о. Серафима (Саровскаго) 8–й пункт. А что делается в сердце, не безпокойся. Иисусово имя безпокоит врагов душ наших, который поселился был в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Непременно разыщи книгу: «Семь слов Марка Подвижника» и читай постоянно. Так таки и сиди над ней. Мир тебе!