Письма

Пишешь, что когда творишь молитву, смотришь на сердце. Отцы святые советуют во время молитвы смотреть внутрь сердца, а не сверху и не с боку, и, особенно, если внимание ума низходит ниже сердца, тогда возбуждается плотская страсть.

Пишешь, что на праздник Иоанна Богослова ты от изнеможения ушла из церкви в келлию и, лежа на постели, увидела бегущаго врага во всем его безобразии. Вперед, если изнеможешь в церкви, сиди или лежи, но не уходи. Вообще, знай, как и сама ты читала в книгах отеческих, что ни против чего так враг не возстает, как против молитвы Иисусовой. Поэтому, как начала ты держаться молитвы Иисусовой, то и не оставляй ее, а продолжай, уповая на помощь и милость Божию. Силень Господь и Царица небесная сохранить нас от зол и бед, наносимых врагами душевными.

Еще пишешь, что некоторыя сестры у вас относятся к Аfонским старцам. Но ты их не знаешь, и они–тебя. Поэтому и не может быть удобно такое отношение. Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием. Многогр. И. Амвросий.

P. S. Еще в письме твоем сказано, что у тебя дня три было сильное плотское волнение и востание. Вероятно, осудила кого или попущено было к смирению и испытанию.

155. Еще о случаях при молитве Иисусовой

22/18 Июня 1890 г.

Мир тебе и благословение Господне! Письмо твое получил и внимательно прочел. Ничего в нем особенного не нашел касательно молитвеннаго прохождения. Читай еще 43 главу Каллиста и Игнатия, там все случайности описаны. А что прекратилась молитва – тому, конечно, есть причина: или самомнение, или осуждение. А главное, чтобы мы были смиренными…

Касательно явлений света, там, желтаго или белаго и еще чего – не принимай, как тебе сказано, т. е. не проклинай и не увлекайся. Прочти у Марка Подвижника в сотницах и будь спокойна.

156. Об искушениях во время молитвы

11 Августа 1892 г.

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.! Письмо твое от 5–го Авг. получил… Бывает у тебя в прохождении молитвы сон, леность, тоска и охлаждение ко всему по несколько дней и даже неделю. Очень может быть, что ты окрадена была пред этим сопротивником тайным тщеславием, гордостию или осуждением, или гневом, или чем другим. Вот враг душевный и насилует нашу природу, чтобы в праздности и развлечении иждивали дни свои вместо того, чтобы готовиться к вечности. А сон моея лености, сказано в писании, готовит вечную муку. И промыслительно бывает с великими подвижниками, что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов: так как царствие Божие нудится и нуждницы восхищают оное. А если мы и побеждаемся своею немощию, не будем унывать от сего, но паче смиряться и подвизаться при помощи Божией. Сила Божия в немощи совершается. Плач по Бозе очень полезен и сеющие слезами радостью, сказано, пожнут, взимающе рукояти своих благих произволений и дел. Разумеется, хорошо избирать удобное место в Церкви, чтобы от других скрывать этот Божий дар. И ложась, и вставая, иметь плачь по Бозе хорошо. Святый Царе–Пророк Давид и на царственном престоле имел досуг и привычку омочать слезами постелю свою. А нам грешным еще более приличествует сие делать. Помози Господи!..

О ненавидящей тебя молись, и силень Господь умиротворить ее к тебе. Своею ненавистию она себе вредит душевно, будучи подвизаема от врага, а тебе благодетельствует, потому что – Блажени есте, егда поносят вас…

157. Заботься о спасении, не стесняясь тем, что скажут иные

20 Сентября 1892 г.