Письма

От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться, –не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь, и супружество–это его обычное дело. И в древния и в нынешния времена, блуд и мнимый покой мирской – суть самыя первыя орудия диавола против монахов. Но, когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех. Сестру взять можешь пока гостит. Но наблюдай, чтобы она не разорила твоей и без того слабой жизни.

Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов–грешно, а по немощи не исполнять–простительно. А если не исполнить, и укорить себя–спасительно. Господь молитвы всех слышит. Только гордых не принимает. А смиренных или укоряющих себя всегда приемлет. Господь тебе помогает–только ты не можешь видеть сего. Он не может оставить тебя, ибо любит тебя.

159. Блудные помыслы – верный признак прелести в молитве

Мир тебе, сестра М.! Молитву не спускай книзу. Держи вверху сердца. А то потужишь. Если начнется у тебя внизу теплота, то старайся перевести ее наверх, или, по крайней мере, в средину сердца, а то лучше оставь. Блудные помыслы есть верный признак прелести. Вот если будет теплота в чреслах, то есть в пояснице, то ничего, твори, пока опять не явятся блудные помыслы. А то брось. И так молись.

160. Неловко спасаешься

Ты, матушка, что‑то неловко спасаешься! Будь смиреннее… Не ретись через чур на молитву. Помни, что сказали Св. Отцы: «В ближнем твоем спасение твое». Читай 7 слов Макария Египетскаго. Особенно 14–ю главу 1–го слова.

161. Молитва Иисусова некрепка без крепких скорбей

Опять перечитывал твои скорби, М. Они все те же, и я в них не нахожу ничего ни особеннаго тяжкаго, ни страшнаго, ни безнадежнаго.

А ты просто угорела, и тебе представляются все страсти, отчаянность, уныние… А я тебе говорил, что молитва Иисусова не может быть крепка без крепких скорбей. Но ты этого и знать не хочешь: ей не нужно ни Иисуса, ни раю и никого на свете, только бы убежать от скорбей… Еще повторяю тебе слово Божие не в первый и не во второй раз: «многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие». «В скорбях сокровенна есть милость Божия».

«Блаженни есте, егда поносят вас, и ижденут, и рекут всяк зол глагол Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Но М. ни мзды, ни неба, ни Бога–ничего не нужно, только убежать бы в Т. от скорбей. Ну, и от Бога убежишь. А еще–монахиня; пошла Бога ради в монастырь, терпеть все Господа ради, ради Жениха Иисуса, положившаго за нас Живот Свой, умершаго безчестною смертию на Кресте. Вот Он и тебе готовит Свою славу скорбями и поношениями. И будешь с Ним во веки: и уверял, и уверяю тебя истинным словом. Не моим грешным словом, а словом Его, Господа Иисуса: «идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет». «Аще с ним страждем, с ним и спрославимся».

162. Чтобы утвердилась молитва, терпи скорби и презрения

Насилу порадовала меня М., и слезы свои горькия отерла! Ведь яж тебе писал, что тебе тяжело не от того, что скорби твои невыносимы, а что ты сама‑то недопеченная. Ведь вот потерпела – перешла буря искушения – и те же скорби и та же жизнь – а терпится – ничего себе!

Знай же, если будешь слушать впредь, то найдешь столько утешения, что сама пожелаешь скорбей – этого ничем незаменимаго сокровища – да поздно будет! Батюшка посылает тебе благословение. Я ему говорил, как ты страдаешь, он ответил, что это попускается за молитву. Значит, оставь молитву, вот и скорби отойдут… Молитва прекратиться может только от больших грехов. Или если кто не кается и не зазирает себя. А кто кается, тому‑то и нужна эта молитва. Только нужно держать себя во глубине смирения и непотребства… А чтобы утвердилась молитва, лучшее самое средство–терпеть скорби и презрение! Значит, ты сама разорила все!