Письма
60.8 363. До последняго вздоха не теряй надежды на исправлениe
60.9 364. Не заводи знакомства с молодыми людьми
60.10 365. В духовном одиночестве твоем не оставлю тебя
60.11 366. Душа–дороже всего мира
60.12 367. Поздравлениe со вступлениeм на иноческий путь и пожелания
60.13 368. Радуйся тому, что тебя недолюбливают
61 Письма к Т.
61.1 369. Не засывай главнаго–книгу и молитву.
61.2 370. Живи как Бог велит и служи старшим
62 Письма к В.
62.1 371. Оставь воровство и подслушиванье
62.2 372. Не будь лжива и лукава и не воздымайся голосом
63 Письма к Д.
63.1 373. Монах должен быть весел. О Кате Андроновой
63.2 374. Чудо батюшки о. Макария
64 Письма к А.
64.1 375. Пожелание в день Ангела
64.2 376. Не малодушествуй. Чудесный сон (без окончания)
64.3 377. Упрек в желании покинуть монастырь
64.4 378. Келлия всему научит. О поездке к о. Иоанну
64.5 379. От чего скучно
65 Письма к детям.
65.1 380. Невесело от неопытности духовной
65.2 381. Советы детям, как вести себя.
66 Письмо к К–ским сестрам
66.1 382. Наставление, как жить и спасаться
Предисловие к письмам преподобного Анатолия (Зерцалова)
Предлагаемыя вниманию читателей письма писаны Оптинским старцем, скитоначальником и духовником, о. иеросхимонахом Анатолием, современником, учеником и другом старца о. иеросхимонаха Амвросия.
О. Анатолий (в миру Алексей Зерцалов) происходил из духовнаго звания, окончил курс в Калужской духовной Семинарии и в 1853 году, 29 лет от роду, поступил в число братства Оптиной Пустыни под руководство тогдашняго старца о. иеросхимонаха Макария (Иванова), который, руководя и сам молодым иноком, поручил его ближайшему попечению своего близкаго ученика, а впоследствии преемника по старчеству — о. Амвросия (Гренкова).
Таким образом, о. Анатолий возрастал духовно под непосредственным руководством двух великих наставников монашеской жизни и усердно воспринимал от них духовную мудрость.
В 1874 году, по смерти скитоначальника о. Илариона, о. Анатолий, по указанию старца о. Амвросия, был назначен начальником скита, а вместе с тем и духовником Оптинскаго братства.
С этих пор до самой кончины о. Амвросия, последовавшей в 1891 году, эти два подвижника вместе рука об руку трудились в деле духовнаго руководства, как иноков Оптиной Пустыни, так и монахинь многочисленных женских обителей, относившихся к старцам, а также и мирян.
Их келии находились по соседству, отделяясь одна от другой только св. скитскими воротами и каждый, кто бывал у о. Амвросия заходил и к о. Анатолию получить его благословение. Старцев тесно соединяло единство их духовнаго воспитания, взаимное глубокое понимание и сочувствие и общая цель жизни, заключавшаяся в подвиге неустаннаго совершенствования о Христе, неустанной молитве и служении ближним.
Когда о. Амвросий основал Шамординскую обитель, он поручил и Шамординских сестер духовничеству о. Анатолия.
С годами у о. Анатолия, с благословения о. Амвросия, возникли многочисленныя духовныя связи и отношения, вызвавшия значительную с его стороны переписку, часть которой, именно письма к монахкням, ныне и предлагается вниманию читателей.