Письма
Мы не найдем в письмах о. Анатолия того разнообразия содержания, тех ответов на разнаго рода практические вопросы, которыми так богаты письма о. Амвросия.
Но письма о. Анатолия имеют свои собственныя высокия достоинства. Живя исключительно внутреннею жизнью, будучи опытным делателем умной молитвы, о. Анатолий отпечатлел в своих письмах свою высоконравственную христианскими думами и чувствами душу. Исполненный живой и глубокой веры, опытно познавший извилистый и тернистый путь внутренняго духовнаго христианскаго возрастания души, восторженный почитатель монашескаго подвига в духе и по заветам великих старцев Паисия, Феодора, Льва, Макария и Амвросия и великих наставников древности – Аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина и других – о. Анатолий соединял с глубиною и богатством духовнаго познания нежнолюбящее сердце, детски–простую душу и удивительную способность настраивать других на свой тон, переливать в их душу собственное духовное содержание.
Он умел ласково, нежно, отечески прикасаться ко всякой больной, мятущейся, ни себя, ни других непонимающей – душе человеческой, успокаивать ее, расчищать пред нею путь жизни духовной и указывать ей, куда и как идти. И его, по всей справедливости, как и его современника и друга, о. Амвросия, можно назвать истинным врачевателем душ скорбящих и недоумевающих.
Письма о. Анатолия учат знать и любить Бога, разясняют высокую цель жизни христианской и монашеской, ободряют в подвиге борьбы со страстями и немощами, учат молитве Иисусовой и вообще заключают в себе много полезных уроков для всякаго, ищущаго жизни духовной. Поэтому не только бывшия духовныя дети о. Анатолия, для которых свято и дорого каждое слово незабвеннаго батюшки, но и все русския монахини с радостью и с великою пользою для души, думается нам, прочтут письма о. Анатолия и сделают их своею настольною книгою наряду с творениями отцов и учителей веры и жизни христианской.
Часть предлагаемых писем печаталась в журнале «Душеполезное Чтение» в 1902–1906 годах, но значительное большинство появляется в печати в первый раз.
О. Анатолий пережил о. Амвросия тремя годами и скончался в 1894 году. По смерти о. Амвросия и до своей кончины, он делил труды старчества и духовничества с другим близким учеником о. Амвросия, нынешним оптинским старцем о. иеросхимонахом Иосифом.
Подробное жизнеописание о. Анатолия, если Бог благословит, будет выпущено в непродолжительном времени.
Пр. С. Ч.
1909 г. Июля 19 дня.
Письма к А. Ф.
1. Принимай укоризны, как достойная их
6 Ноября 1875 г.
Получил я письмо твое, сестра о Господе А., и порадовался, что Господь устроил тебе безбедный уголок. А сестры тебя напрасно укоряют, что ты без послушания: твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом то достославном послушании говорил Апостол Павел в посланиях: «послушлив был даже до смерти – смерти же крестныя: тем же и Бог его превознесе». Это послушание тем еще дорого, что не видно для других, и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению. А это то нам и дорого. А что мое предложение не приняла, об этом не скорби. Сам Господь устроит, имей только искреннее желание и смирение, которое может заменить всякое правило и подвиги. Мир тебе и благословение Божие.
Остаюсь благожелатель твой многогрешный И. Анатолий.