Письма

Письма к Д.

48. Как вести себя инокине

7 Декабря 1876 г.

Сестра о Господе Д.! Мир тебе и благословение Господне!.. На письмо твое ответствую, что можешь писать все, только покороче и поразборчивей. Никаких тут умений не нужно. Что сделала, так и пиши, что сделала. Главное не ври и не скрывай, хотя бы что было и нехорошо, ибо и аз человек зело грешный. А потому стыдиться некого. Все исповеданныя тобою в письмах немощи неважны, но важны тем только, что ты, потакая им, наживешь себе беду, и будешь тогда возиться, да поздно будет. Лучше теперь ободрись. Есть тебе не воспрещаем – только поумереннее. В церкви, когда диавол затыкает себе уши и смежает глаза, старайся читать Иисусову молитву. Внимай по силе каfизмам, оне после тебе усладятся. В них много красоты и сладости, которыя разгонят сон и уныние… На мужчин глядеть монахине грех. А что ты ленишься петь, это от твоего нерадения и от диавола… Читай в это время молитву Иисусову. Да почаще заглядывай в Лествицу. Особенно прочти там: слово 14–е, 19–е, 6–е. В церкви не безчинствуй, т. е. не говори и глазами не води, а то Бог попустит диаволу сквернить и твою храмину. Что ты долго проживешь – это обман. Сатана много тысяч обманул этим помыслом, а наш истинный вечный Жених сказал ясно: в онь же час не чаете, Сын человеческий приидет… Иисусову молитву твори как можно чаще.

49. Не временной, но вечной радости ищи – Христа

1 Марта 1877 г.

Матушка ты моя Д. Прочел я письмо твое. И как же мне тебя жалко, как ты грустила, что померкло твое солнышко, и свет его вовсе погас! Да как же нам с тобою быть‑то? Ведь мы живем‑то на такой земле, где солнце непременно должно по Божию повелению заходить и опять восходить. Чтож тут страннаго, что твое солнце зашло? Вот как Господь пошлет нам радостное утро, опять любезное твое солнышко поднимется, и тебя осветит и согреет. Только не унывай, не малодушествуй. Ведь мы монахи, невесты Христовы. Он, т. е. Иисус, настоящее наше солнце. Этого будем искать. Если Оно кого просветит и обогреет, тот неизреченной радости и сладости сподобляется. И радости сей никто же возьмет. А которая радость в сем мире бывает, то велика она, или не велика – все временная. Впрочем, я уповаю, что Д. получит и ту и другую. Только поучится терпеть. А то нетерпеливая монахиня – дыня гнилая. Повторяю, не унывай, обои солнцы увидишь. Только подвизайся, смиряйся, слушайся кого следует слушать. И будем вместе там. Увидишь свое солнышко и здесь…

50. Не прельщайся соблазнами мира, помня вечную славу будущей жизни

10 Декабря 1878 г.

Пишешь, что тебе жить тяжело! Да ведь ты обрекла себя на это! Неразумная Д.! Ты смотришь на мелочныя вещи, а великих не смотришь. Ты в безумии завидуешь деревенским бабам, которыя наслаждаются деревенскими благами: мужьями, песнями, плясками и проч.; а того и в разум не возьмешь, что ты идешь по тому пути, которому завидовали и котораго искали богачки, знатныя, княжны и царицы! Вспомни св. великомученицу Варвару! Вспомни св. Ефросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирскими наслаждениями, величайших красавиц и богатейших Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчугов! Князья за ними ухаживали! Но как мудрыя, оне все побросали и пошли на посты и злострадания в монастырь. Терпи и ты, и веруй – наследишь с ними вечное царство со Христом и всеми святыми! Многогр. И. Анатолий.

51. Живи по Божьему и спасешься

15 Сентября 1879 г.

Мир тебе, Д.! Получил письмо твое, посланное около двух месяцев ко мне.

Ты все ропщешь, что забыл тебя. А я всегда тебя помню, и молюсь за тебя. Вот ты какая безтолковая! Живи по Божьему, будь кротка и милостива к сестрам, помятуй Бога по силе и спасешься. И я всегда буду духом с тобою. И теперь мысленно благословляю тебя.