Письма

50. Не прельщайся соблазнами мира, помня вечную славу будущей жизни

10 Декабря 1878 г.

Пишешь, что тебе жить тяжело! Да ведь ты обрекла себя на это! Неразумная Д.! Ты смотришь на мелочныя вещи, а великих не смотришь. Ты в безумии завидуешь деревенским бабам, которыя наслаждаются деревенскими благами: мужьями, песнями, плясками и проч.; а того и в разум не возьмешь, что ты идешь по тому пути, которому завидовали и котораго искали богачки, знатныя, княжны и царицы! Вспомни св. великомученицу Варвару! Вспомни св. Ефросинью. Вспомни даже тех, кои насладились и пресытились мирскими наслаждениями, величайших красавиц и богатейших Пелагию и Евдокию. Чего у них не было? Сундуки золота и жемчугов! Князья за ними ухаживали! Но как мудрыя, оне все побросали и пошли на посты и злострадания в монастырь. Терпи и ты, и веруй – наследишь с ними вечное царство со Христом и всеми святыми! Многогр. И. Анатолий.

51. Живи по Божьему и спасешься

15 Сентября 1879 г.

Мир тебе, Д.! Получил письмо твое, посланное около двух месяцев ко мне.

Ты все ропщешь, что забыл тебя. А я всегда тебя помню, и молюсь за тебя. Вот ты какая безтолковая! Живи по Божьему, будь кротка и милостива к сестрам, помятуй Бога по силе и спасешься. И я всегда буду духом с тобою. И теперь мысленно благословляю тебя.

52. Терпи неудобства помещения

12 Марта 1891 г.

Не могу не пожалеть о тебе, Д.! Верю, что тяжко тебе, и желал бы от души помочь тебе! Но что сделаю? Не могу же я заставить начальницу давать помещения по желанию каждаго. Она вас содержит, по возможности покоит; а я что принесу вам бедствующим и страждущим? Обяснись с матушкой хорошенько, а решаться необдуманно не советую. Мир тебе! Помни, многими скорбями подобает нам внити в царствие небесное! Многогр. И. Анатолий.

53. Не ищи новаго местопребывания. Отчего скучно

Христос Воскресе! Письмо твое, Д., получил. Все прочел и перечитал. И прочитавши, и подумавши, не мог не убедиться, что ты глупенькая девочка, даже очень. Ну, как не видеть над тобою милости Божией? Обитель одна из лучших в России, обитель расположена к Оптиной; сестры очень хорошия, мать предобрая, нет, ей дай другое… Ну, глупенькая, где твой разум? Если бы даже и из преданности твоей ко мне, ты желала быть поближе к Оптиной, и то не полезно. Не говорю, чтобы я тебя не любил, но знаешь, отчего и для чего мы познали друг друга? тебе хочется спастись, ибо ты ради сего оставила родину и все на земле тебе любезное! И я желаю, и даже очень желаю, чтобы ты спаслась; чтобы ты со временем сделалась Ангелом! Если ты этого достигнешь со временем – вот и все твое счастье, все твои радости, вся твоя жизнь. И мне будет приятно, что экая глупенькая девчонка, Д., такая счастливая! Такая прекрасная! Невеста Бога моего и Господа Иисуса Христа! А она именовалась моею дочкою! И когда я представлю тебя истинному нашему Жениху, не исполнится ли на мне слово, которое недавно читали в обедне: «Имеяй невесту жених есть. А друг женихов, стоя и слушая его, радостию радуется за глас женихов. Сия убо радость моя исполнися». А ты разсуждаешь детски. Ей бы жить к старцу поближе! Да дух‑то выше тела и больше предан старцу, кто предан духом, а не телом. Иуда телесно был самый близкий к Господу, и не увидел вечной жизни; а Авгарь никогда не видел Господа, а был предан Ему всей душой и звал Господа к себе жить, обещая Ему все нужное. Но Господь, хоть и крепко любил Авгаря, но не пошел к нему. А почему? Чтобы исполнить волю Отца Своего Небеснаго.

Так и ты – хоть помысел и гонит тебя поближе жить к старцу, а ты тверди одно: «я пошла в монастырь не для того, чтобы быть любимецею старца, а чтобы быть возлюбленною Жениха моего Иисуса Христа. Если старец способствует к сему, я и его люблю, а если препятствует, – отрицаюсь его». Будь же, Д., мирна и разумна. Верую, что пока будешь, по силе блюсти себя: – Господь всегда будет с тобою. И меня грешнаго, тебя любящаго, порадуешь сама. А потому по силе понуждай себя к монашеской жизни, особенно к Иисусовой молитве; говорю тебе, тысячу раз слюбится.

Образину свою посылать тебе очень бы не желалось, потому что даже в Оптиной только у Батюшки да еще у двух близких человек есть она; но за твое усердие ко мне недостойному, и в надежде, что никому не покажешь меня, а тем более не повесишь меня (хотя я и стою того), посылаю тебе карточку.