Творения

Если же презоривый и высокоумный брат уничижает писание отца [своего] что далеко отстоящее от оных премудрых светил вселенной, но тем более такому старцу, который и сам несовершенен и многонемощен, скудоумен и грешен, подоба­ет более писать, чем говорить. Ибо, словами поучая, удобно может ошибиться и сказать ошибочно; написав же, со всяким опасением внимает, чтобы во всем сходно было со Священным Писанием. К тому же предлагает многажды на рассмотрение богопросвященным отцам, и по свидетельству их предлагает и ученикам своим без сомнения.

Но гордого и ожесточенного брата, по слову святых отцов, и святые книги не могут привести в чувство. Только Един Бог силен такого исправить. То может ли так высокоумный принимать и верить простым словам старца своего, если они с таким старанием написанное и избранное из святых книг и которые вся братия и отцы приемлют и одобряют, он же враждебно почитает, но еще и ругательное говорит, что сам диавол научает такое слагать и много написать. И если не слушает святого Лествичника, что бы от всякого подозрения на наставника, как от блуда отскочить. Он же не только не отвергает таких хульных мнений и подозрений, но и правое его писание приписывает диаволу. И если просто только в чем-либо не соизволит или противоречит наставнику своему, говорит святой Лествичник что весьма важно и грешно, то чего достоин такой, который непрестанно негодует, прекословит и отвергает управление и учение своего старца, именуя его наущением диавола и иных расстраивая и к тому же привлекая.

После такого хульного изречения нужно было бы ни часа не терпеть брата, но тотчас от себя и от братства и от святой обители отогнать; но так как Господь запретил самому за себя отмщать, того ради подобает и старцу терпеть. И еще повелел любить врагов, и добро творить ненавидящим. А поэтому и старец всетщательно гонится за его спасением и неусыпно старается о наследовании ему вечного блаженства.

Этого ради праведно есть брату, видя такую старцеву неизменную к нему любовь и болезненное старание о его спасении, верить, что отец его предлагает то, в чем сам должен ответ дать Господу, а потому не иное что, но только согласное с волею Божиею и служащее к его исправлению. И если таким смиренным помышлением послушает увещаний отца своего, то прочее время поживет мирно, в любви и согласии, и в сорадовании, и пребудет любезен Богу, старцу и всему братству.

Помыслите, что более и достоуважительнее — чудо ли некое увидеть или глас и слова Божия услышать? Всяк скажет, весьма предпочтительнее глас и слово Божие. Но развращенные и чудеса видели, и глас с небес слышали, но ни от чего не воспользовались. Ибо, видя чудеса, разгорячались завистью, слыша глас, «говорил: это гром», и: «Ангел говорил Ему» (Ин.12,29). Ныне же не от небес, но якобы из уст Божиих слышим Святое Евангелие, и лицом к лицу предлагается нам проповедание Святых Апостолов и святых богоносных отцов; и которые с верою и простосердечием приемлют его, тех видим в спасаемых, и небрегущих — далеко заблуждающих и отдаляю­щихся от Бога и своего спасения.

Слово 43. К спящим на чтении поучения

Таких, которые не внемлют Святому Писанию, Гос­подь уподобляет семени, посеянному при пути, по притче евангельской («слыша не слышат, и не разумеют» (Мф.13.13)), их же и обладающих от врага показывает, говоря: приходит враг и отъемлет от них сло­во, да не веровавше спасутся. И еще по Господней притче: лесть, богатства и житейские попечения подавляют сло­во Божие, равно от печали и гонения соблазняются. Сонливый же брат всех этих (то есть, от которых враг отъемлет разумение за богатства, или гонения, не совершают плода) более недугует, потому что те хотя слышат, он же из-за дремания не удостоен и слышания.

Может быть сонливый брат не за великое погрешение вменяет свое дремание и того ради низводится в сон, или не уважает достодолжно словес Священного Писания, или маловерен и не твердо верует тому, что во Святом Писании повествуется, что есть спасительно и от Самого Бога чрез Евангелие или чрез святых Его Апостолов и богоносных отцов нам предано. А по­тому как бы самое благоволение Божие и заповедание Его прези­рает. Если кто без веры и без усердия слушает, то возбране­но такому предлагать слова Божия, ибо говорит Господь: «не мечите бисер пред свиньями» (Мф.7,6) То сколь же более для спящих нельзя читать Святое Писание, так как на воздух читается.

Еще же думается, как за свинонравных и за неверующих больше осудится инок спящий и дремлющий на чтении, более тех, кто не озарен светом познания истинны. Иночествующий же, как богопросвещенный и призванный благодатью Божиею, и есть в Ангельском чине, и будучи в таком превознесенном достоинстве, сном своим и дреманием лишается вразумления и пользы, происходящей от Священного Писания. Такой дрем­лющий не только не удобряет и не утучняет своей душевные нивы источниками, проистекающими от Святого Духа чрез слово Божие, но мало помалу увядает и иссыхает в конец в душе его и само предложение и намерение о стяжании спасительных плодов, и от нерадения всячески приходит в небре­жение, расслабление и забвение к заповедям и правилам и преданиям святых отец. И так может опять возвратиться в свои страстные наклонности и наконец останется в диавольском обладании. Поэтому и во Святом Евангелии говорится о нерадивых: «кто не имеет» и что думает иметь, «того отнимется» (Мф.13,12) [И еще: «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк.12,48)] И еще: знающий и не делающий, «бит будет много» (Лк.12,47).

Сонливый брат сам от себе познавать должен, в какое зло снисходит чрез сон и дремание, и еще: чрез бодрствование и трезвенное поучение на какое восходит успеяние и кого более любит и уважает. Если за едой и за празд­ными беседами не дремлет, а на молении, чтении и Божественном поучении спит и дремлет, то уже не Бога любит и чтит, и не Богу служит, а мамоне и праздным беседам. А посему такой и равен идолослужителям.

Подумаем также, можно ли что приобрести или что сделать погруженному в сон и нерадение? Тем более не возможно приобрести благодать Божию и сподобиться спасительных плодов и улучить жизнь вечную нерадивому и беспечно предаю­щемуся сну и нечувственности.

Поэтому, если хотим наше спасение устроить, то да постараемся подражать истинно и ревностно взыскующим Господа и вседушно служащим Ему. Ибо они всенощное бодрствование труждаясь совершают. И многие из них и под кров не входят, но так открытым небом разными видами борются со сном, неотторжно держа память о Господе Боге, и день и ночь поучаются в Божественных Его словах. То тем более погрешно и непростительно, воспользовавшись ночным сном и упокоением, становиться нечувственным и погружаться в безвременный сон и дремоту при слушании чтения и поучения, и чрез то лишаться проистекающей от него пользы. Потому что при чтении нужно иметь бодрость умную, память трезвую, вни­мание углубленное и рассуждение незаблудное. Дремлющий же отнюдь этих действий не может иметь. Более же всего страшнее, что этим самым дреманием ясное нерадение и небрежение к словесам Божиим, более же к Самому Богу показывается. А чрез то и спасения своего лишается.