Творения

О том только должны вы все старание свое полагать, чтобы не расслабляться в спасительном предложении вашем, а не о тленных вещах печься. Должно вам несомненно верить, что на злое не употреблю имущества вашего, тем более помощью Божиею не сам обладаю им; а посему, отвергши все земное попечение, со свободою души будете упражняться в духовном делании, и все ваше попечение о том лишь полагать, чтобы не отпасть вечных благ и жизни нескончаемой.

Если все мы будем думать о имеющемся в общежитии нашем имуществе, и все захотим упражняться в тлен­ных вещах и попечениях, то чем окажемся не равными мирянам или прежнему нашему [в мире] жительству и где бу­дет исполнение иноческих обетов наших? То есть что вознерадеть и отречься всего тленного и временного и вседушно пе­чься о духовных подвигах, о богомыслии и соединении с Богом.

А поэтому и поставляется на это служение избранная на то сестра, да печется о всех нуждах в общежитии, чрез что всем воспоследует спасение, оной же будет награда [от Бога] за послушание ее, за исправление должности и упокоение сестер; а сестры свободою [своею] и духовными подвигами спасаться будут и за нее молить Господа. Чрез такое же отвержение своей воли и повиновение и устранение от всего и пренебрежение покажется истинное служение и любовь к Богу.

Это имейте себе во знамение духовного успеяния вашего: чем более будете иметь любви к Богу, теме более возлюбите все то, что Ему угодно; а Господу всего любезнее тот, кто, оставя мир, воспримет подражать Его нищете, Его послушанию, Его смирению и кротости.

Подумайте, не безумной ли окажется та, которая за обиду и несчастье почтет оставить и отвергнуть тленное имущество и восприять легкое и благое иго, нищету Иисуса Христа, чтобы свободно следовать за Ним; имея же сердце свое одержимо любоимением, страстями и похотьми, никогда не узрит такая свободы. Если же охотно пожертвуете своим имуществом [и своею свободою, то есть если оставя все] и самих себя преда­дите Бога ради в нерассудное повиновение, то тотчас обретете иное богатство, недоведомое миру, и иную свободу и наслаждение, миролюбцами не постигаемое, но без сравнения многоцен­нее сокровищ всего мира и самого земного царства, — обретете Самого Владыку, а с Ним нескончаемое царство и наслаждение, если вседушно последуете стопам Его, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8). Его суть слова: «и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин.12,26). И так, о возлюбленные Господом! Теките во след Его, оставя все земное попечение, послужите Ему в преподобии и правде, в любви не­лицемерной и истинном самоотвержении и послушании.

Всякая тварь подобное и свойственное себе любит, ищет и держится; если же уклонится к неподобному и не свойственно­му, то повреждается. Так и мы, если уклонимся от свойственного душам нашим, то есть вместо вечных небесных благ будем прилепляться к земному и тленному имуществу и наслаждению, то неминуемо пострадаем через беду душевную, лишимся вечного блаженства и Самого Бога и впадем в нескончаемые муки.

Если же вы вознамерились искать высочайшего и честнейшего, то есть Самого Бога, и самих себя принести Ему в жертву, то есть посвятить все житие свое ко благоугождению Его, то не малодушествуйте, оставляя тленное и ни что не значащее имущество ваше, которое неминуемо и неволею от вас отнимется смертью или иным неким случаем. И не захотите его ради отпасть чистого пред Богом служения и лицемерно в иночестве жить, мир обманывая и самих себя погубляя, — то есть по видимому показываясь подражать святым Апостолам, которые, оставя все, последовали за Господом, истинною же уподоб­лялся Анании и жене его Сапфире, которые, побеждаясь любоимением, утаили цену и не все повергли к ногам Апостолов, как сотворивши Варнава и последующее ему. Но Варнава почтен был первым от семидесяти апостолов. А Анания с женою поражены были.

Но если же вы, предавшиеся мне Господа ради, моим нерадением или послаблением поживете со имением веществолюбиво и страстно, а не духовно, в нестяжании и бесстрастии, то и вы, а преимущественно я осужден буду. Того ради, простите, не смею иное что сказать вам, но только что Сам Господь сказал Своим ученикам: если не отречетесь всего своего имущества, жены и чад, и души своей, и не возьмете креста своего, не мо­жет быть Его учениками (См.: Лк.14, 26-27,33). Так же и вы, если не отвергнете от себя всего земного пристрастия и не уготовите себя на всякое страдание Христа ради, то не можете быть ученицы Христовы. Но и я грешный (простите) без такого вашего обещания не могу вас принять.

Если же все имущество ваше предадите Богу и так с нестяжанишем воспримете жить, то хотя в чем либо как люди и погрешите пред Богом, но благодать Его не попустит вам погибнуть, ибо всякое преткновение и погрешность вашу бу­дете возвещать мне и возлагаться с верою на мою волю, и чрез то оправдаетесь пред Господом. Но и я грешный помощью Божиею (и с советом моего Старца) буду возвещать вам подо­бающее к достижению иноческого совершенства и несомненному спасении, чрез что вы, как истинные послушницы, отвергнув все земное и тленное, безбоязненно и свободно прейдете от вре­менной жизни к вечному блаженству, уготованному Господом возлюбившим и послужившим Ему богоугодно.

Святой же Каллист говорит, что не предавшиеся как чрез канавы скачут и много сеют, но увы! Вместо пшеницы плевелы пожинают.

Такой, по слову святого Лествичника, не печется отвечать Богу за себя, так как спросится отец о нем, ибо делает не свое, но что отец повелевает. Следовательно, отец за него и отвечать будет. А святой Григорий Синаит говорит: «Для разленившихся к исполнению заповедей и возжелавших изгнать мутное омрачение, нет лучшего и пригоднейшего врача, как нерассуждающее с верою во всем послушание. Оно есть живительное многосоставное врачевство добродетелей для тех, кои пьют его, и нож, за раз очищающий язвины ран. Предпочетший в вере и простоте действовать сим ножом, паче всех других, за раз отсек все страсти, и в безмолвие не только доспел, но чрез послушание и совершил его вполне, обретши Христа, и подражателем Его и рабом сделавшись, и именуясь». И еще же он говорит: «Малая и великая (длинная и короткая) лествица послушническая имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая отречение (от мира), вторая – подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья – послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая – смирение, пятая – любовь, которая есть Бог. – Отречение от ада возводит лежащего и порабощенного освобождать от вещества. Подчинение обретает Христа и Ему служит, по слову Его: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26). Христос же где? – На небесах, сидит одесную Отца. Там должно быть и служащему, где Тот, Кому он служит: сие да помнит полагающий ногу на первую ступень восхождения по указанной лествице. Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы возводит его горе к небесам, предает царице добродетелей – любви, и ко Христу подводя, представляет Ему. Так пол короткой лествице удобно восходить на небеса послушливый». И далее его же: «в царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения. Это суть члены и части непокоривого беса, поглощающего лживых послушников и отсылающего их в бездну к змию: преслушание – уста ада, прекословие – язык его, яко меч острый, самоугодие – зубы его изощренные. оправдание – гортань его, высокое о себе, препровождающее в ад, мнение – отрыгание всепоглощающего чрева его. Но кто препобеждает первое послушанием, тот и прочее за раз отсекает, и на небеса быстро востекает одной степенью. Чудо же, воистину непостижимое и неизреченное, сотворил наш человеколюбивый Господь, что одной добродетелью, или лучше одной заповедью можно немедленно восходить на небеса, как одним преслушанием низошли мы и нисходим в ад» (Добротолюбие, т.5).

Самовластно живущие, покажетесь не только не угождающими Богу, но и сопротивляющимися Его воли, ибо по благоволению Его, и на Небеси и на земли меньшие большему повинуются, и Сам Господь образ оставил нам Своего послушания. Если же скажете, что поэтому и мирской власти повинуясь, будет спасение? Будет, конечно, спасение, если только не противно закону и правилам Святой Церкви будет повиновение.

Если скажете: так зачем идти в иночество? Ответ: того ради, чтобы приближнее к Богу поживете, не имея попечения о земном, но весь ум и все свое старание вперяя к небесным. Если же не так поживете, то всуе будет исшествие ваше из мира. Посему то и нужно предаться в окормление такому отцу, который искоренил бы все ваши страсти и прихотные пожелания, разрушил бы и пресекал сплетение ума вашего земными вещами и охранял бы вас от всякого диавольского пленения и обладания. Если же страстному вождю себя вручите, то, по слову святых отцов, не Евангельскому, но диавольскому научитесь житию, ибо слепец слепца водя, «оба в яму упадут» (Мф.15,14). Но прилепитесь к боящемуся Бога, тот и вас научит бояться Бога.

class="postLine">Если поживете так со смирением, терпя Господа ради, то поистине причтены будете к спасаемым, и помалу привыкши к отсечению своей воли, прочее без понуждения сами так возжелаете жить, и мне вас таких, склонных к повиновению, оставить будет непростительно. И Бог будет вами прославляться, и прочие многие, увидя вас столь любомудренно живущих, возбудятся и возжелают сами иноческого жития.