Творения

Сколь блаженны и преблаженны есть те, которые в повиновении с верою и любовью при отце живут! И от таких, как от самих Ангелов Божиих, и на других изливается просвещение и вразумление, ибо и они, как Ангелы Божии, горят ко всем лю­бовью, желают всем спастись, ревнуют о славе Божией и стараются об исправлении и успеянии братском, как о своем собственном; поэтому и преподают всем душеполезные советы, внушающие всякие добродетели, а более всего утверждающие в равноангельном делании, т.е. в послушании, смиренномудренно говоря к послушающим их братьям: постараемся, о братие, подражать святым Ангелам, которые неоторженно держатся своего Царя, и беспрекословно всею любовью повинуются Ему. Так да держимся и мы отца нашего, посланного нам благодатью Божиею, и повинуемся ему, как Сам Господь Собою образ дал нам, быв послушлив Отцу Своему даже, до смерти. Сами же они все бываемое по воле и рассуждению отца своего принимают с радостью, как от Самого Господа. О всем благодарны и довольны, не пекутся и печалятся о временном, только о спасении своем заботятся, диавол ни какими лишениями не может уловить их, потому что все чистосердечно исповедуют отцу и живут мирно, как на небесах, не бояться смерти, ни будущего суда, ни муки вечной, ни даже, подобно прочим, Самого Бога, потому что любят Его безмерно и во всем повинуются Его святой воле.

И так смотрите, какое различие показывается между истинны­ми, Богу угодными послушниками и непокорными, самонрав­ными и без веры живущими. Так зачем самим себе лишать такого равноангельного пребывания, которое составляется послушанием и отеческим наставлением и управлением? О нечувствие наше! Господь не щадит для нас и за наше спасение изливать пресвятую кровь Свою; а мы за свое спасение не хотим оставить свои прихоти и переменить злые нравы, чтобы богоугодно во иночеств пожить и чрез то вечно наслаждаться не­бесною славою со всеми избранными и благоугодившими Госпо­ду от века.

Слово 8. О послушании и бесстрастии

Вступая в монашество, прежде всего предаются в руководство, отвергают свою волю и дают обещание сохранять повиновение и послушание безрассуд­но. Творят же это не для иной цели, но только что бы достигнуть чистоты душевной и бесстрастия, ибо без этого и иночество не поможет нам, более же напрасно и на осуждение будем носить на себе наименование монаше­ское, если не постараемся делами исправить и оправдать оное.

В такое устроение пришедший, поистине носит на себе знамение своего иночества, и неволею почитаем бывает от всех как земной Ангел. Тогда ему все то, что прежде было любимо и желательно, делается отвратительным и тягостным, как то: всякая житейская слава, покой и наслаждение. Вожделенны же нищета, простота и смирение Христово.

Если же мы, вступая в иночество и небрежем, и не внимаем и не стараемся о достижении бесстрастия и чистоты душевной, то зачем и вступаем в монашество? Молиться, поститься, творить милостыню и прочие богоугодные дела можно творить и в мире живя. Вступив же в монашество, и не исполняя дел или обязанностей иноческих, значит служить только соблазном всему братству и давать вину к поношению и порицанию богоугодной иноческой жизни. А потому не больше ли чрез то заслуживаем себе осуждения и наказания от Бога, потому что всему братству причиняет непрестанно скорби и смущение? Следовательно, отраднее и простительнее будет такому, если не имеет наклонности к иноческим подвигам и обязанностям, пусть отойдет и удалится от собраний и селений иноческих, ибо отойдет с ним вместе смущение и смятение, и останется мир, спокойствие и радование духовное, которое даруется достигшим чистоты, бесстрастия и любви, которые есть Сам Бог.

Слово 9. К развращенному послушнику

С самовластием, с самомнением и противоречием подобает в доме своем жить, ибо там могут подвластные ему и слушать его, и по его желанию все делать. Вступив же в иночество, должен сам по­виноваться, смиряться и терпеть все с кротостью и покорностью, чтобы угодить Христу. Подумай, если бы ты оделся, — как говорит святой Златоуст в беседах Апостольских, —

И еще: если бы облекли тебя в царскую одежду, ты же поверх ее надел гнусное рубище, то вместе с безобразием не принял ли бы и муки за бесчестие и поругание царской ризы? То как думаешь и надеешься избежать гнева и праведного наказания Царя Небесного, Который человеколюбием Своим и благостью сподобил облечь тебя иноческим равноангельным образом, ты же покрываешь его гнусною бесовскою утварью [то есть: самомнением и высокоумием, презорством, самочинием, непокорством ко отцу, противоречием, смущением и раздором во всем братстве]?