Творения

Если разумом и волею отца твоего будешь связан здесь, то будешь разрешен там, на Небеси. Если же своим мнением и волею связываешь себя здесь, то и там, в вечности, по рукам и ногам связан будешь. Зачем сам себе большую муку готовишь? если сам своему разуму следуешь, то и себя смущаешь, и все брат­ство приводишь в расстройство и немирствие. Где же нет ми­ра, там нет Христа.

Зачем же лучше желаешь носить диавольскую утварь и вместе с диаволами наследовать вечную муку, а не желая и не стараясь уподобиться Христу и украсить душу свою Его Бо­жественными свойствами: смирением, послушанием, крото­стью, терпением и любовью, и вместе с Христом быть прославленным, и наслаждаться вечных благ в Небесном Царстве?

Хочешь ли явиться на Небесах с Ангелами и всеми святы­ми — будь подражатель их здесь, будь мирен, кроток, простодушен и послушлив. Без этих же свойств, если бы и на Небеси был, то и оттуда будешь низвержен по подобию бесов, что не захотели быть послушны и покорны Богу, того ради и свержены с Неба.

Хочешь ли иметь сокровище небесное внутрь себя — то трудись, взыскуй, и стяжай его иноческими подвигами. Если же видишь в себе не имеющим сил и крепости к подвигам, то прилепись вседушно к отцу твоему по Богу верою и любовью, и его молитвою и пособием примешь и ты богатство, уготован­ное на Небесах инокам.

Облекся иногда сатанаил возношением и неповиновением, и тотчас превратился в диавола. Облекся Христос смирением и послушанием, и тотчас обожил человечество, и прославился вместе Бог и человек! — и всех последующих Ему смирением и послушанием спрославит Своею славою, увенчает пред Отцом Своим, и водворит с Собою в бесконечные веки.

Если отец от всего сердца и души хочет и старается спаси­тельно и богоугодно управлять и руководствовать учеников своих, то слова его и заповедания бывают точно по изволению Божию, ибо он поучает, говорит и заповедует не пре­зрительно, не леностно, не своего ища упокоения или удовлетворения своему хотению, но как Богу назирающему, со многим опасением, изобретая самое лучшее и Богу угодное. А поэтому и ученику не слушать такого отца, есть многобедно и грешно, т.к. не отца не слушает, но Самого Бога, Который это внушает отцу. Ибо отец смиренно всего себя возлагает в управление Божией силе и Ему угодное творить хочет, и такое же заповедует ученику, что дух его в нем свидетельствует, что по Божию есть изволению; и если извещается отец о своем мнении таинственно, то уже без сомнения есть Богу угодно, ибо не возможно, чтобы Господь собравшихся во имя Его и на Него возлагающихся оставил бы и невидимо благодатью Своею не соприсутствовал бы с ними, а преимущественно оставит ли отца без Своего содействия и вразумления в таком важном деле? То не равно ли будет, как Самого Бога, так и отца не слушать, а преимущественно, если отец показывает свидетельство от Святого Писания, что бы незаблудно управлять и наставлять ко спасению вверившиеся ему души?

Слово 10. О наставниках

Всякий начальник или игумен, поставленный званием Божиим и властью начальства, принявши жребий такого богослужения, должен сносить и терпеть немощи братий. Старцем же, уединенно живущим и немощным, святые отцы повелевают от непокорных вскоре отлучаться и говорить: «спасая, спасай свою душу». От послушных и повинующихся убеждают не отклоняться.

Начальствующий же отец, если не терпит брата падающего и кающегося и не прощает ему, если бы было и до семьдесят крат седмерицею, по заповеданию Христову, то и сам, падая и погрешая пред Богом, да не ждет себе прощения и отпущения. Необходимо же лучше брата падающего поддерживать, увещевать и воспламенять душу его к раскаянию, сокрушению и подвигам, а не отвергать и не отдалять от себя, так как если сам брат не отбегает, но держится отца, то, следовательно, хочет спастись. И такого душу взыщет Господь от отца, и горе ему, если не прилагает всевозможного старания о братнем спасении.

Блажен отец и начальник, который терпит братий до конца и вседушно печется об их исправлении и спасении. Такой сам и без великих подвигов примет венец жизни и дерзновенно скажет Христу: «Господи, я тьмократно был оскорбляем и смущаем от братий, но, покоряясь повелению Твоему, прощал и не отвергал их от себя, тем же и меня, бесчисленно согрешившего, оскорбившего и прогневавшего Твою благостыню, не отрини и помилуй».

Да и нет никакой праведной вины, что бы отцу смущаться на брата, ибо если падает и погрешает, то погрешает пред Богом; отцу же худым и слабым житием своим не может нанести никакого вреда, только воздаяние за терпение. Если же сам отец чрез него повреждается (т.е. гневается или обижается – ред.), то да познает и восчувствует, как сам еще недугует (болеет душой – ред.), и да молит Господа ниспослать ему свыше благодать Свою и милость; сам же не должен отлучаться и отдаляться от братий. А также и живущего при нем уче­ника и послушника отнюдь не должен отдалять и отвергать, если бы и различные причинял ему досады и оскорбления, по примеру того философа (Сократа), который, взяв себе жену негодную и зло­нравную, и к вопрошающим его, почему такую взял и держит, отвечал: «чтобы научиться терпению».

Ты же, о, пастырю и наставниче! Не должен ли более долготерпеть и все усилия прилагать об исправлении и спасении каждого брата? Ибо Господь наш «милости» хочет, «а не жертвы» (Мф.9,13), а потому за пост, бдение и изнурение и прочие пустынные (доб­ровольные) подвиги судим и порицаем не будешь, но за братст­во, вверенное от Бога, если вознерадишь, то примешь суд и осуждение.