Творения

Если брат будет стараться и выведовать, и якобы спорить со отцом не того ради, чтобы свое мнение утвердить, но чтобы обрести незаблудное рассуждение, такое тщание добро есть и похваль­но. Если же усилие свое полагает в спорах, чтобы чрез то явиться преимущественнее разумом и ведением пред отцом своим и преимуществовать себя более братий, таковой никогда правде Божией, то есть уставу иноческому, не повинется и правого рассуждения не сподобится, но пострадает подобно евреям, о них же Апостол Павел говорит: «свою правду ищуще поставити, правде Божией не повинушася» (Рим.10.3) Ибо и книжнии и фарисеи бывши премудры, но своего ради кичения от неправого разума отпали.

Поэтому если хочет брат быть премудр, то да жительствует в незлобии, простоте и смиренномудрии, подобствуя младенцам. И за то примет от Бога премудрость и откровение, по глаголу Христову, ко Отцу своему: «яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем» (Мф.11,25). Таково есть и ныне благоволение Божие: отъемлет от гордых и самомнительных Божественную благодать Свою и ниспосылает оную смиренным, кротким и трепещущим Божественных словес Его, исполняющим святую всеблагую волю Его, и покоряющимся правилам и преданиям святых отец.

Слово 30. О лгущих против своего спасения

Иногда вступающий в иночество предается отцу в повиновение, обещает выполнять все правила уставоположения, показывает горячее предложение и усердие ко всем трудностям и подвигам. Одним словом, убеждает отца поступать с ним по примеру упоминаемого в «Лествице», который говорит к своему отцу: «как железо кузнецу, предаю себя тебе, святейший отче, в повиновение» (слово 4, гл.23).

И старается со всем усилием, чтобы все его рассуждению повиновались, чтобы и сам отец принимал его советы. Но если бы отец по снисхождению в кое-чем и послушал бы его, то это еще бу­дет поводом к большей гордости его и возношению. Если же станет отметать советы его и рассуждения, и не слушать, и не уважать его, как буйного и строптивого, то это будет невыносимо не только ему, но трудно и самому отцу, который хочет, чтобы ученики жили при нем в любви, а не в боязни, и повиновались ему Бога ради со смирением и кротостью, и доброхотно за любовь Божию исполняли бы все правила и уставоположения обители. Недужный же (больной страстями) и немощствующий долженствует извещать со всею истиною, как Самому Богу, так и отцу своему, о болезнях своих и немощах и принимать с верою, если повелит претерпевать Бога ради или попустить некое ослабление против общежительного уставоположения. Но и тогда такой, то есть немощный, со страхом и опасностью должен пользоваться отеческим снисхождением и молить Бога, да не отлучит его в вечности от единодушных братий, исполняющих верно и неуклонно свои обеты и подвиги иноческие. А за слабое свое житие должен смиряться и с чистою любовью и благоговением пребывать к отцу и ко всем братиям, и молить их как стяжавших дерзновение пред Господом своими трудами и подвижнической жизнью, да ходатайствуют о нем, слабом и немощном. И за такое его смирение благодать Божия восполняет его немощи и дарует ему равную часть достояния праведных.

Такой поистине, как железо в руках ковача или как злато в горниле, так и он очищенною душою воссияет во Царствии Небесном!

Тот же строптивый брат сам извествует, что не одержим ни болезнями, ни немощами телесными, но во всей крепости и силе так неистовствует и злобится, не только не желая сам покоряться правилам общежития, но негодует и злобствует на тех, которые с усердным произволением воздерживаются и подвизаются Бога ради. Иных же слабых и малодушных старается соблазнять и совращать с правого пути, да будут сообщниками страстей и слабостей его, невоздержанию и всем его сопротивлениям и буйству.

Такой если сам не отойдет и не отлучится от братства, примет осуждение с диаволом, смущающим и разоряющим мирное и согласное братское содружество и единение. Такого и неволею заповедуют святые отцы изгонять, говоря: изгони смущающего, пусть уйдет с ним и смущение.

Слово 31. Об оставлении и неоставлении братства

Оставить братию и не оставить, в обоих видится великий грех: то есть, если братия пребывают благопокорны, смиренны и любовны, неропотливы, ко всякому повелению готовы и склонны, тогда невозможно от такого братства ни брату некоему, ни самому отцу, друг от друга разлучиться, но неми­нуемо должны все нерасторгаемым союзом Христовым связаны быть до конца своей жизни. Только для большего богомыслия праведно показывается разлучиться друг от друга в обособление, которые находятся в уединении для безмолвия, по воле и благословении отца.